Надежда Школкина: Федеральная целевая программа поможет обеспечить селян медицинской помощью
22 января состоялось совместное заседание трех платформ «Единой России», посвященное обсуждению ситуации с закрытием учреждений здравоохранения, расположенных в сельской местности. Выступая на заседании, заместитель председателя комитета ГД по аграрным вопросам Надежда Школкина заявила:
- В рамках Госпрограммы по развитию здравоохранения РФ необходимо разработать отдельную федеральную целевую программу по обеспечению сельских жителей медицинской помощи. Кстати, аналогичный принцип введен в Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг., где социальное развитие села выделено в отдельную ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года».
Сегодня по данным Института экономики сельского хозяйства медицинские учреждения доступны для 49% сельских жителей, для 9% - они вообще недоступны, то есть около 3,5 млн. человек фактически лишены какой-либо медицинской помощи.
С одной стороны это неудивительно, учитывая, что сегодня в России 46 тыс. населенных пунктов не имеют доступа к сети автомобильных дорог с твердым покрытием, более 64 тыс. населенных пунктов остаются без автобусного сообщения. С другой стороны, не может не удивлять, учитывая, что мы живём в 21 веке. За последние шесть лет число участковых больниц сократилось почти в семь раз, число койко-мест почти в 6 раз. Количество отделений скорой медицинской помощи сократилось на 17%, но и до сокращения селяне не всегда могли дождаться скорой помощи, в том числе из-за отсутствия дорог и ресурсного обеспечения отделений скорой помощи.
Сохранятся проблема с кадрами. На сегодняшний день укомплектованность врачами районных и участковых больниц, ФАПов, сельских амбулаторий составляет 88% и это при коэффициенте совместительства на уровне 1,44. К сожалению, тут уже о качестве представляемых медицинских услуг говорить не приходиться.
Программа «Земский доктор», принятая Минздравом в 2011 году была призвана улучшить ситуацию с кадровым обеспечением села медицинскими работниками. И всё же ради объективности надо признать, что специалисты, даже с учётом дополнительного миллиона из региональных бюджетов поехали только в те села, где есть развитая инфраструктура и комфортные бытовые условия. Кстати, совершенно правильно, что в ходе реализации программы в неё были включены рабочие посёлки, что существенно расширило рамки программы. И мы готовы поддержать инициативу регионов, предлагающих убрать возраст специалиста, как один из критериев участия в указанной программе.
Принятые Правительством РФ программы в области здравоохранения, к сожалению, не изменили кардинальным образом ситуацию в сельской местности по доступности и медицинскому обслуживанию.
Между прочим, в Национальном проекте «Здоровье», принятого Правительством РФ в 2006 году не было ни одного целевого индикатора, как впрочем и в сегодняшней Государственной программе «Развития здравоохранения в Российской Федерации» о доступности и качестве медицинской помощи в сельской местности. А если нет конкретных показателей, как вы понимаете, в принципе никто не спросит и за результат.
В 2011 году стартовала программа по модернизации здравоохранения. Хорошая программа, значительные средства. Но ни для кого не секрет, что средства по этой программе дошли в лучшем случае до районных центров, но никак не до села. Уверена, что разработка отдельной целевой программы в рамках Госпрограммы по развитию здравоохранения РФ переломит ситуацию, обеспечить сельских жителей качественной медицинской помощью.
- В рамках Госпрограммы по развитию здравоохранения РФ необходимо разработать отдельную федеральную целевую программу по обеспечению сельских жителей медицинской помощи. Кстати, аналогичный принцип введен в Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг., где социальное развитие села выделено в отдельную ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года».
Сегодня по данным Института экономики сельского хозяйства медицинские учреждения доступны для 49% сельских жителей, для 9% - они вообще недоступны, то есть около 3,5 млн. человек фактически лишены какой-либо медицинской помощи.
С одной стороны это неудивительно, учитывая, что сегодня в России 46 тыс. населенных пунктов не имеют доступа к сети автомобильных дорог с твердым покрытием, более 64 тыс. населенных пунктов остаются без автобусного сообщения. С другой стороны, не может не удивлять, учитывая, что мы живём в 21 веке. За последние шесть лет число участковых больниц сократилось почти в семь раз, число койко-мест почти в 6 раз. Количество отделений скорой медицинской помощи сократилось на 17%, но и до сокращения селяне не всегда могли дождаться скорой помощи, в том числе из-за отсутствия дорог и ресурсного обеспечения отделений скорой помощи.
Сохранятся проблема с кадрами. На сегодняшний день укомплектованность врачами районных и участковых больниц, ФАПов, сельских амбулаторий составляет 88% и это при коэффициенте совместительства на уровне 1,44. К сожалению, тут уже о качестве представляемых медицинских услуг говорить не приходиться.
Программа «Земский доктор», принятая Минздравом в 2011 году была призвана улучшить ситуацию с кадровым обеспечением села медицинскими работниками. И всё же ради объективности надо признать, что специалисты, даже с учётом дополнительного миллиона из региональных бюджетов поехали только в те села, где есть развитая инфраструктура и комфортные бытовые условия. Кстати, совершенно правильно, что в ходе реализации программы в неё были включены рабочие посёлки, что существенно расширило рамки программы. И мы готовы поддержать инициативу регионов, предлагающих убрать возраст специалиста, как один из критериев участия в указанной программе.
Принятые Правительством РФ программы в области здравоохранения, к сожалению, не изменили кардинальным образом ситуацию в сельской местности по доступности и медицинскому обслуживанию.
Между прочим, в Национальном проекте «Здоровье», принятого Правительством РФ в 2006 году не было ни одного целевого индикатора, как впрочем и в сегодняшней Государственной программе «Развития здравоохранения в Российской Федерации» о доступности и качестве медицинской помощи в сельской местности. А если нет конкретных показателей, как вы понимаете, в принципе никто не спросит и за результат.
В 2011 году стартовала программа по модернизации здравоохранения. Хорошая программа, значительные средства. Но ни для кого не секрет, что средства по этой программе дошли в лучшем случае до районных центров, но никак не до села. Уверена, что разработка отдельной целевой программы в рамках Госпрограммы по развитию здравоохранения РФ переломит ситуацию, обеспечить сельских жителей качественной медицинской помощью.