Список депутатов Госдумы VIII созыва
Фракция Новости Мероприятия Медиа Пресс-служба
ГлавнаяМероприятия

Андрей Макаров: Макроэкономическая стабильность является одним из приоритетов бюджета на 2018-2020 годы


ФОТОРЕПОРТАЖ

В пятницу, 29 сентября, Правительство РФ внесло в Государственную Думу проект федерального бюджета на 2018 и плановый период 2019-2020 годов. С бюджетом также поступили 12 сопутствующих законопроектов, в том числе и по бюджетам внебюджетных фондов.

В этом году главный финансовый документ страны поступил в Государственную Думу в двух независимых друг от друга режимах – в бумажном и в электронном виде, отметил председатель комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров. По его словам, сам бюджет вместе с материалами представляет из себя больше десяти тысяч страниц.

«Думаю, что это последний раз, когда вы имеете возможность зафиксировать такую сумку, поскольку уже со следующего года бюджет будет представляться в электронном виде. И поэтому одновременно с сумками уже в тестовом режиме материалы бюджета размещены на сайте, подписаны электронной подписью Министра финансов. И мы будем осуществлять тестирование, каким образом это скажется на прохождении материалов. И с тем, чтобы сделать его безопасным и наиболее открытым для пользователей. Поэтому по существу бюджет в Государственную Думу поступил в этот раз в двух независимых друг от друга режимах», - сказал Макаров.

«Одновременно с бюджетом представлены все материалы, которые должны предоставляться в соответствии с Бюджетным кодексом», - добавил глава думского комитета.

В частности, в этом году Основные направления бюджетной, налоговой, таможенно-тарифной политики впервые поступили не в качестве самостоятельных документов, а в качестве единого документа. «Мы помним, что Государственная Дума приняла год тому назад такой закон, эти документы объединены в единую политику, и это позволяет парламенту лучше оценить связь доходной и расходной части бюджета», - подчеркнул Макаров.

«Одновременно поступили все необходимые материалы, связанные с итогами социально-экономического развития и прогноз социально-экономического развития на «трехлетку», расчеты по отдельным видам доходов, перечень публичных обязательств, которые возникают. Соответственно, перечень и оценка объемов расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при выполнении полномочий», - добавил глава бюджетного комитета.

Кроме того, в соответствии с законом, в Госдуму поступили паспорта всех госпрограмм. «В ходе рассмотрения бюджета парламенту предстоит рассмотреть проект, как в функциональном, так и в программном варианте, посмотреть соответствие тех средств, которые выделены по программам тем индикаторам, тем целям, которые программами устанавливаются. И, естественно, нам придется заслушать практически все министерства и ведомства, Правительство по бюджету и в программном разрезе», - отметил Макаров.

«Специфика здесь будет состоять в том, что Правительство одновременно предлагает рассматривать этот бюджет и программы уже через призму проектного подхода по основным программам, которые выделены, как основные проекты», - пояснил парламентарий.

«Одновременно с законом поступил пакет бюджетообразующих законопроектов. И, естественно, все они будут рассматриваться как комитетом по бюджету – это налоговые законопроекты, так и профильными комитетами в рамках своих компетенций – это и комитет по охране здоровья, комитет по социальной политике, комитет по финансовым», - продолжил Макаров.

Глава бюджетного комитета также рассказал о порядке рассмотрения парламентом проекта бюджета. «Уже сегодня в 14.00 комитет по бюджету соберется на свое заседание, чтобы оценить соответствие материалов, которые направлены Правительством требованиям Бюджетного кодекса. На основании заключения комитета эти вопросы будут вынесены на Совет Госдумы, который определится по ответственным профильным комитетам за все разделы бюджета, по рассмотрению госпрограмм и определится с рассмотрением бюджета в первом чтении. При этом Совет Госдумы осуществит рассылку этих материалов в Счетную палату, Общественную палату и в другие ведомства, которые дают заключения в рамках бюджетного процесса», - сообщил Макаров.

По его словам, проект бюджета будет направлен ведущим экспертам страны. «Перед началом рассмотрения и комитетом по бюджету Госдумы, они дадут свои заключения. И вот эти цифры будут очень подробно обсуждаться всем экспертным сообществом», - отметил Макаров.

«Все материалы, которые вы видите здесь, уже сегодня будут размещены в базе, и со всеми этими материалами уже сегодня можно будет ознакомиться», - добавил парламентарий.

«Как обычно, все заседания бюджетного комитета будут полностью транслироваться в сети Интернет, и в этом плане бюджетный процесс, я надеюсь, будет максимально публично освещаться и все, кому этот процесс интересен, смогут найти в бюджете себя – свой город, свое село, свой регион, свою семью, и то, что людей интересует», - отметил Макаров.

«Совет Государственной Думы, который соберется сегодня по окончании пленарного заседания, определится с рассылкой проекта бюджета на 2018-2020 годы и со сроками его рассмотрения, после того как комитет по бюджету и налогам посмотрит, все ли в этом документе соответствует Бюджетному кодексу», - сообщил в свою очередь первый заместитель Председателя Госдумы Александр Жуков.

«Госдуме отводится 60 дней на бюджетный процесс, и я думаю, что первое чтение состоится в октябре. Точную дату сегодня определит Совет Госдумы», - отметил Жуков.

По его словам, бюджетный процесс затрагивает практически все комитеты Государственной Думы, потому что бюджет построен на программном принципе. «Фактически по каждой функциональной статье бюджета есть государственная программа, и расходы бюджета увязаны с теми показателями, которые должны в результате реализации этих бюджетных расходов быть достигнуты», - сказал Жуков.

Первый заместитель Председателя палаты также отметил, что Госдума уже начала бюджетный процесс, проводя слушания по различным вопросам, в частности по вопросам аграрной политики. «Точно так же пройдут слушания по вопросам здравоохранения, социальных программ. После рассмотрения бюджета в первом чтении, возникнет, как это всегда бывает, большое количество поправок, которые Государственная Дума будет обсуждать вместе с Правительством. Наверняка у депутатов будут предложения по улучшению бюджета, дополнению каких-то статей расходов», - подчеркнул Жуков.

Андрей Макаров отдельно остановился на основных параметрах проекта трехлетнего бюджета. «Основные характеристики бюджета: доходы на 2018 год планируются в размере 15 трлн 257,8 млрд рублей, в 2019 году – 15 трлн 554,6 млрд рублей, в 2020 году – 16 трлн 285,4 млрд рублей. Как мы видим, по сравнению с 2017 годом, когда доходы составляли 14 трлн 720 млрд рублей, идет существенный рост доходов», - сказал Макаров.

При этом, по его словам, очень важным вопросом является соотношение нефтегазовых и ненефтегазовых доходов. «Хотел бы обратить внимание на то, что ненефтегазовый дефицит составлял в 2017 году 7,5% ВВП, и на всю «трехлетку» запланировано дальнейшее снижение зависимости российского бюджета от доходов от реализации сырья. Те цифры, которые мы получили в 2016 году по снижению сырьевой зависимости российского бюджета, получают в ходе «трехлетки» очень серьезное развитие: в 2018 году – это 6,9% ВВП, в 2019 году – 5,9% ВВП, в 2020 году – 5,7% ВВП. Таким образом, задача перехода на новую модель экономического роста в этой части, безусловно, в проекте бюджета Правительство предлагает осуществить», - подчеркнул Макаров.

Расходы бюджета в 2018 году планируются в размере 16 трлн 529,2 млрд рублей, в 2019 году – 16 трлн 373,7 млрд рублей, в 2020 году – 17 трлн 155,3 млрд рублей. «Таким образом, мы видим, что дефицит бюджета сохраняется, но опять же в «трехлетке» предлагается его снижение. Если в 2018 году предполагается, что дефицит составит 1 трлн 271,4 млрд рублей, то в 2019 году – 819 млрд рублей и несколько увеличивается в 2020 году до 869 млрд рублей, но в процентном отношении все равно происходит снижение дефицита. То есть, макроэкономическая стабильность бюджета является одним из приоритетов закона, который внесен Правительством», - заявил глава бюджетного комитета.

По словам Александра Жукова, бюджет построен на прогнозе, который основывается на том, что «внутренний валовый продукт, то есть экономика, будет расти». «И темп роста экономики в 2018 году - 2,1% и дальше 2,2-2,3%, то есть достаточно устойчивый. Пусть и не такой большой, но, тем не менее, рост экономики – это новое, потому что, в общем-то, экономика выходила из кризиса в последние годы», - отметил первый вице-спикер Госдумы.

Александр Жуков также обратил внимание на показатель инфляции, заложенные в проекте трехлетнего бюджета. «Инфляция - один из важнейших показателей, потому что рост цен, то, что больше всего волнует население страны. Бюджет исходит из того, что инфляция будет сохраняться на уровне 4% ежегодно. Такое скромное предположение, потому что, скорее всего, уже в этом году инфляция будет уже ниже 4%. Здесь Правительство взяло достаточно консервативный прогноз. Тем не менее, для российской экономики и 4%, безусловно, являются очень высоким достижением», - заявил парламентарий.