Список депутатов Госдумы VIII созыва
Фракция Новости Мероприятия Медиа Пресс-служба
ГлавнаяНовости

Доклад Председателя Государственной Думы Бориса Грызлова: «Послание Президента РФ и приоритеты законодательной работы»

Уважаемые коллеги!

Какой мы видим Россию в ближайшей перспективе?

Мы видим ее державой с развитой инновационной экономикой и социальной сферой, активным участником мировых экономических процессов, лидером в ключевых направлениях, со стабильной политической системой и сильной армией. Осознавая эти стратегические цели, мы сумеем определить целевые показатели эффективного развития.

Сейчас реализуются различные инвестиционные проекты, в том числе с использованием механизмов частно-государственного партнерства, проекты по развитию совместных производств. Важно, чтобы эти масштабные решения были увязаны с общими задачами развития страны. Простой арифметический подсчет того, сколько средств вложено в российскую экономику, не дает полной картины.

В первом квартале 2006 года, по предварительным оценкам, в экономику России поступило на 46 процентов больше иностранных инвестиций, чем в первом квартале прошлого года.

Динамика неплохая, но мы должны четко различать значение инвестиций в сырье и значение инвестиций в переработку, в высокие технологии. Хотя и сырьевые инвестиции, безусловно, необходимы нашей экономике.

Те, кто был на прошлом Петербургском экономическом форуме, помнят, что среди других вопросов обсуждались перспективы развития лесной отрасли. Мы говорили о необходимости поставить преграду экспорту круглого леса, о необходимости развивать его переработку здесь, в России – чтобы были и рабочие места, и поступления в бюджет.

Запрос на законодательные решения таких проблем есть. Тем более, что качество исполнения соответствующих поручений исполнительной власти по данному вопросу оставляет желать лучшего.

 

 

***

 

 

То есть, для нас качество инвестиций не менее важно, чем их объем. Мы заинтересованы в таких инвестициях, которые повышают конкурентоспособность страны, а не таких, которые делают нашу экономику заложником положения дел за границей. Мы должны иметь общее видение развития экономики с учетом или планов или, там, где план неэффективен, четких прогнозов инвестиционной активности. Пока же и правительственное планирование, и правительственное прогнозирование оставляют желать лучшего. Правительство добилось неплохих результатов по ряду направлений – и сегодняшний форум тому свидетельство – но эти результаты могут быть намного выше.

Минэкономразвития справедливо говорит о том, что инвестиционный имидж России занижен по сравнению с потенциалом. Сейчас многое делается для повышения этого имиджа. Но есть серьезные недоработки в плане повышения самого потенциала.

Наша задача как парламентариев заключается в том, чтобы рост инвестиций был прямо связан с повышением качества жизни людей, с укреплением мощи нашей страны, ее роли в мире. То, что выгодно России, должно быть выгодно инвесторам. Сегодня важно законодательно закрепить именно такие условия и обеспечить именно такой рост инвестиций.

Причем, хочу это подчеркнуть, инвестировать в нашу экономику должно быть просто и удобно. Этого можно добиться, только увеличивая роль законодательных актов прямого действия, только обеспечивая прозрачность действий органов исполнительной власти. Примером здесь может быть работа со средствами Инвестиционного фонда, которая на сегодняшний день является несовершенной.

 

 

***

 

 

Для надежности инвестиций, как мы понимаем, необходимо иметь представление не только о возможностях страны, но и о том, как она будет развиваться в ближайшее время и в перспективе. У инвестора – и отечественного, и зарубежного, – должна быть уверенность в том, что в результате действий государства не изменятся правила игры и его инвестиционные риски по крайней мере не возрастут. Это важный довод в пользу долгосрочного стратегического планирования, отраженного в законодательстве.

Полагаю, что основы и территориального, и отраслевого планирования должны быть закреплены законодательно. Например, именно такой подход предлагается в проекте федерального закона «О развитии сельского хозяйства», принятом в первом чтении.

Кроме того, и сами стратегии развития по ключевым направлениям должны обсуждаться и, возможно, утверждаться в Парламенте. Тогда не только процесс планирования, но и реализация намеченных планов станут более эффективны. В противном случае не будет в должной степени обеспечена координация работы исполнительной и законодательной власти по достижению приоритетных целей развития.

 

 

***

 

 

Вопросы, о которых я говорю, длительное время были предметом дискуссии не только между депутатами и Правительством, но и в обществе. Бюджетное послание Президента, которое содержит перечень прямых поручений Правительству, в значительной степени подводит итоги этой дискуссии, и наряду с конкретными задачами, намечает общее направление работы.

Мы видим, что положения Бюджетного послания и предложения депутатов созвучны в ряде принципиальных вопросов: налоговая нагрузка должна снижаться. А налоговая политика должна играть не только фискальную, но и стимулирующую роль.

В Бюджетном послании нашли отражение задачи налогового поощрения инвестиций и налогового поощрения инноваций. Полагаю, что они могут и должны получить продолжение в среднесрочной перспективе.

Что касается конкретных направлений развития, то хотел бы обратить особое внимание на необходимость разработки таких тем, обозначенных в Бюджетном послании Президента, как поддержка индустрии нанотехнологий и создания элементной базы. То есть то, что может обеспечить нашу конкурентоспособность – и, будем говорить прямо, интересы национальной безопасности – в сфере высоких технологий.

 

 

***

 

 

Сегодня в экономической политике России наметился существенный сдвиг, связанный с выходом нашей страны на новый этап. В основе этого этапа – достигнутая макроэкономическая стабильность, а в перспективе – динамичное развитие.

«Инерционные» сценарии не позволят выйти на необходимую траекторию. Был период, когда общество надеялось только на рынок, который решит все проблемы и обеспечит всеобщее процветание. Больше такой ошибки страна не совершит. Нам нужны последовательные действия, основанные на стратегическом планировании, предполагающие активную роль государства в экономике.

Никто не призывает восстановить механизмы, работавшие в советской системе – мы живем в другую историческую эпоху, и это просто уже невозможно. Но, отвергая советское планирование, нельзя отвергать планирование вообще, как таковое. Наоборот, сегодня необходимо понимать, что качество реализации стратегических задач развития страны, напрямую зависит от того, насколько комплексным, согласованным и последовательным будет подход к их решению.

Достигнутая макроэкономическая устойчивость российской финансовой системы позволяет не просто качественно и последовательно выполнять все социальные обязательства государства, которые никто не ставит под сомнение. Перед нами возникают задачи принципиально другого уровня.

Все задачи, стоящие перед экономикой России, взаимосвязаны и взаимообусловлены. А значит, и работа по их реализации должна быть скоординирована.