Список депутатов Госдумы VIII созыва
Фракция Новости Мероприятия Медиа Пресс-служба
ГлавнаяНовости

Выступление Председателя Парламентского Собрания Союза Беларуси и России Б.В. Грызлова на открытии Тридцатой сессии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России

Уважаемые коллеги!

Юбилейная сессия Парламентского Собрания Союза Беларуси и России проходит в год 10-летия союзного строительства и союзного парламентаризма. Оценивая пройденный путь, мы должны обсудить и согласовать наши дальнейшие действия, наметить следующие этапы в развитии Союзного государства.

Сегодня, 22 июня мы не можем не вспомнить одну из самых трагических дат нашей общей истории. 65 лет назад началась Великая Отечественная война, унесшая миллионы жизней. Народы России и Беларуси помнят о героизме и боли тех лет, чтят подвиг победителей фашизма. В наших странах лучше, чем во многих других, понимают, насколько ценен и дорог мир, понимают, насколько опасна политика конфронтации и насколько необходима политика сотрудничества. Это понимание и эта память навсегда объединили нас – россиян и белорусов, граждан Союзного государства.



Россия и Беларусь одними из первых государств – участников СНГ осознали необходимость более тесной интеграции, развития двусторонних отношений. Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве 1995 года положил начало качественно новому взаимодействию, в том числе – законодательных и представительных органов.

На протяжении всех этих лет парламентарии всегда исходили из того, что российско-белорусская интеграция будет способствовать повышению благосостояния граждан, развитию культуры, укреплению международного авторитета России и Беларуси. И эти ожидания оправдались.

Образование 2 апреля 1996 года Сообщества Беларуси и России явилось историческим событием. Этот судьбоносный акт символизировал нерушимость многовекового братства. Он воплотил в себе стремление белорусского и российского народов вместе строить свою жизнь на прочном фундаменте духовного единства и общности человеческих судеб.

В соответствии с Договором были созданы органы Сообщества, в том числе Парламентское Собрание, при участии которого был разработан такой важнейший документ, как Договор о Союзе Беларуси и России. Исходя из норм Договора, было преобразовано и само Парламентское Собрание.

8 декабря 1999 года четырехлетний этап нашего активного межгосударственного сотрудничества логически завершился подписанием Договора о создании Союзного государства. Выполнение функций Парламента данным Договором было возложено на Парламентское Собрание Союза Беларуси и России.



На сегодняшний день Союзное государство стало реальностью. Мы должны развивать его, должны укреплять достигнутый уровень взаимодействия.

О том, что Союзное государство существует не только в форме органов власти – таких как Высший Государственный Совет, Парламентское Собрание, Совет Министров – свидетельствует договорно-правовая база.

Подписанные соглашения обеспечивают реальное равенство прав и возможностей граждан. Мы никогда не чувствовали себя иностранцами в гостях друг у друга – теперь можно сказать, что это ощущение имеет надежную правовую основу.

Яркий пример – подписанный в январе этого года пакет договоренностей в социальной сфере. В их числе:

- Договор о сотрудничестве в области социального обеспечения;

- Соглашение о порядке оказания медицинской помощи,

- Соглашение о равных правах граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства.

Тогда же был подписан Протокол к Соглашению об избежании двойного налогообложения и предотвращения уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество.

Таким образом, юридические гарантии экономических прав и социальных прав граждан развиваются синхронно.

Еще одно убедительное доказательство продвижения вперед – это подписание Соглашения о регулировании вопросов собственности Союзного государства, которое создает правовую основу для эффективного становления института союзной собственности. Это важно, в том числе, и для бюджетного процесса, ведь средства, получаемые от использования имущества Союзного государства, подлежат зачислению в союзный бюджет. А это – новые проекты, это увеличение финансирования существующих союзных программ.

Нам не нужно гнаться за числом программ, но я убежден, что возможности по их финансированию будут и дальше расширяться. С 2001 года бюджет Союзного государства вырос почти в полтора раза, но что еще важнее – он стал по-настоящему действенным средством реализации целей и задач российско-белорусского союза.

Задачи на ближайшую перспективу – и увеличение общего объема союзного бюджета, и усиление контроля за эффективностью освоения этих средств. При этом бюджетные расходы должны не подменять, а стимулировать активность бизнеса в тех направлениях, которые наиболее важны для союзного строительства. Экономические перспективы Союзного государства значительны, и мы должны системно работать на привлечение инвестиций.

Еще одно важное направление бюджетных расходов – поддержка инновационной активности. Все мы понимаем, насколько развитие и внедрение новых технологий важны для страны, которая хочет быть конкурентоспособной в современном мире. Имеющийся у нас научный потенциал позволяет эту задачу реализовать.



В целом союзный парламентаризм играет очень важную роль в интеграционном процессе. Парламентское Собрание участвует в принятии решений по всем важнейшим вопросам, связанным с единением наших государств. Более того, с момента своего создания Парламентское Собрание, выражая волю народов двух стран, фактически выступало движущей силой объединительных процессов, формируя основы правовой системы Союзного государства.

Парламентское Собрание осуществляет активную деятельность в важнейших сферах российско-белорусского сотрудничества – в области экономической политики, социальной политики, науки и культуры, борьбы с преступностью, безопасности и обороны, экологии и природопользования. Важно, что эта работа проводится в согласовании с национальными парламентами.

В числе международных документов, ратифицированных Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в четвертом созыве, – ряд межправительственных соглашений между Беларусью и Россией.

Соглашение о совместном тыловом обеспечении региональной группировки войск (сил) Вооруженных Сил Российской Федерации и Вооруженных Сил Республики Беларусь заключено в соответствии с положениями Договора о создании Союзного государства. Оно в полной мере отвечает задачам повышения обороноспособности наших стран и предусматривает комплекс мероприятий по материальному, транспортному, медицинскому обеспечению войск. При рассмотрении законопроекта о ратификации депутаты Государственной Думы отмечали, что Соглашение позволит укрепить национальную безопасность и России, и Союзного государства.

Соглашение об использовании миграционной карты единого образца, ратифицированное Государственной Думой, направлено на гармонизацию миграционных правил и упорядочение миграционных процессов. Конечно, это соглашение является техническим – но сам факт его заключения свидетельствует о единстве Союзного государства, об отсутствии барьеров между нами. Уверен, что все соглашения по миграционным и внутренним пограничным вопросам будут и впредь носить технический характер – потому что политическая воля народов России и Беларуси очевидна. Наши братские народы были и будут едины.

Названные мною соглашения являются примером того, как задачи интеграции реализуются в национальном законодательстве. В этой связи считаю, что в числе направлений совершенствования нашей работы должна быть более тесная координация. В частности, координация на уровне профильных комитетов национальных парламентов и комиссий Парламентского Собрания. Возможности для этого есть – российские и белорусские парламентарии вместе с коллегами из других стран обсуждали схожие вопросы на последней встрече в рамках Межпарламентской Ассамблеи ЕврАзЭС.



Сегодня Парламентское Собрание занимает особое место в системе международного взаимодействия законодательных и представительных органов. Сложились устойчивые отношения сотрудничества с Межпарламентской Ассамблеей государств – участников СНГ, Межпарламентской Ассамблеей Евразийского экономического сообщества, Парламентской Ассамблеи Черноморского экономического сотрудничества, Межпарламентским Союзом.

Международная составляющая занимает все более заметное место в нашей деятельности, и вопросам укрепления позиций Союзного государства в мире нужно уделять особое внимание. Интеграционные процессы становятся неотъемлемой составляющей современного экономического, политического, социального пространства. Десятилетняя успешная практика союзного строительства позволяет Беларуси и России предложить миру уникальный образец содружества и сотрудничества.

Парламентаризм в современном мире многогранен. Все больше задействуется потенциал межпарламентского сотрудничества. Многие международные организации создают свои межпарламентские ассамблеи, поскольку именно взаимодействие законодателей дает наиболее ощутимый результат для большинства населения.

Десятилетие союзного парламентаризма приходится на год столетия со дня начала работы первой Государственной думы. Эта дата в равной мере важна и для Беларуси, и для России – представители наших народов работали в той Государственной думе вместе. Мы можем уверенно говорить о глубоких традициях народовластия у наших народов, традициях, предполагающих, что власть должна действовать в интересах людей и быть ответственной перед ними. Именно на этих принципах развивается союзное строительство.



Уважаемые коллеги!

Есть все основания считать, что накопленный нами опыт позволит и в дальнейшем качественно и эффективно решать самые масштабные задачи в интересах народов Беларуси и России!

Благодарю за внимание.