Список депутатов Госдумы VIII созыва
Фракция Новости Мероприятия Медиа Пресс-служба
ГлавнаяНовости

Борис Грызлов:"Трехлетний бюджет необходим для обеспечения преемственности политического курса страны"

- Вчера на Бюро Высшего совета мы рассмотрели приоритеты партии "Единая Россия" при формировании среднесрочного трехлетнего бюджета нашей страны на 2008-2010 годы. Хочу обратить внимание на то, что партия "Единая Россия" достаточно референтно подходит к формированию бюджета. К нам прислушивается правительство.

Бюджет прошлого года был обозначен как бюджет перехода от финансовой стабилизации к рыночному развитию. В бюджете прошлого года были обозначены четыре национальных проекта, на которые мы выделили более 150 млрд рублей. Впервые отдельной строкой появился инвестиционный фонд (69,7 млрд рублей). Мы заложили основы для демографической программы. Все эти результаты стали возможны именно после предметного разговора на Бюро Высшего Совета, на котором присутствовали руководители экономического блока правительства.

Бюджет 2007 года – бюджет стратегических проектов. Это также было заявлено на Бюро Высшего Совета и потом подтверждено на съезде нашей партии, который прошел 2 декабря 2006 года в Екатеринбурге. Думаю, что решения, которые мы приняли, а именно по полуторакратному увеличению Инвестиционного фонда, полуторакратному увеличению финансирования национальных проектов – это заслуга партии "Единая Россия". Они принимались в жестких спорах.

Инфляция не превысит 9%

В 2006 году, мы серьезно увеличили и доходную, и расходную часть по сравнению с режимом нулевого чтения бюджета более чем на 300 млрд рублей. И это не послужило причиной увеличения такого важного макроэкономического показателя, как уровень инфляции. По факту инфляция оказалась в пределах допустимой нормы – 9 процентов.

Мы отстаивали позицию, что разумное расходование средств бюджета не является источником роста инфляции.

Среднесрочный бюджет мы принимаем впервые. Это трехлетний бюджет на 2008-10 годы. Мы считаем, что это будет бюджет устойчивого роста экономики и повышения качества жизни. Это главная цель бюджета.

Минимальная зарплата 2000 рублей с сентября - уже свершившийся факт

Мы вкладываем в это понятие и определенные социальные гарантии. Это повышение минимального размера оплаты труда. Мы не согласились с предложение правительства на 2007 год увеличить МРОТ с сентября до 1400 рублей. Мы приняли в первом чтении и рассмотрели во втором чтении законопроект, по которому минимальный размер оплаты труда будет увеличен до 2000 рублей. Подчеркну, что эти показатели просчитаны, согласованы с экономическим блоком правительства и цифры уже заложены в бюджет. Повышение МРОТ не приведет ни к какому росту инфляции, так как находится в рамках макроэкономической политики государства.

Мы ставим перед собой задачу, до конца 2008 года довести минимальный размер оплаты труда до уровня прожиточного минимума. Это задача сформулирована на съезде. Она будет решаться, в том числе в рамках обсуждения трехлетнего бюджета.

Думаю, что, во-первых, это необходимо для работников бюджетной сферы. Во-вторых, минимальный размер оплаты труда является законом и для внебюджетных отраслей, причем в законопроекте, который мы принимаем, мы заложили возможность для региональных правительств устанавливать МРОТ самостоятельно для работников внебюджетных отраслей. Это, по нашему мнению, будет выводить заработную плату из так называемых серых схем, когда платят ровно минимальный размер оплаты труда по ведомости, а остальное добавляют в конвертах. Такой подход даст возможность увеличивать отчисления в бюджет, в том числе на будущий рост заработной платы работников бюджетных отраслей.

Мы обсуждаем возможность необложения подоходным налогом объемов заработной платы ниже прожиточного минимума. Пока нет решения, но, думаю, что мы продвинемся к этой идее.

Безусловно, мы должны говорить о заработной плате работников бюджетных отраслей. Мы ставим важную задачу за три года увеличить в реальном исчислении заработную плату работников бюджетных отраслей в полтора раза. Это будет соответствовать абсолютному увеличению заработной платы до двух раз.

Базовую часть пенсии будет гарантировать государство

Мы понимаем, что есть категория граждан, которые честно трудились на благо нашей родины. Сейчас они находятся на пенсии, и мы не имеем права их забывать. Ситуация с пенсионерами наиболее сложная. Действующая пенсионная система не справляется сегодня с теми задачами, которые перед ней ставятся – я имею в виду выплату достойной пенсии.

Какие здесь есть проблемы?

Проблема первая: работающие сегодня с трудом обеспечивают тот уровень пенсии, который выплачивается пенсионерам. Есть коэффициент пенсионной нагрузки. Он равен 0,8. Это отношение количества пенсионеров к обеспечивающему количеству работающих. Один работающий обеспечивает сегодня пенсию примерно 0,8 пенсионера. Понятно, что это при сегодняшнем уровне пенсии. Ежегодно Госдума рассматривает вопрос о выделении средств из федерального бюджета для перечисления в Пенсионный фонд. Только для поддержания текущего уровня пенсий.

На нашем съезде и партийных форумах обсуждался вопрос стратегии пенсионного обеспечения. Мы считаем, что стратегически мы должны выйти на уровень пенсии в размере 40 процентов от прежнего заработка. Конечно, с учетом ограничений для высокооплачиваемых работников. Сегодня выплачивается примерно 26 процентов от уровня прежнего заработка.

Мы понимаем, что нужно повышать пенсии, ориентир мы озвучили. Для того чтобы этот ориентир был достигнут, мы должны давать возможность роста и базовой части пенсии, и роста страховой части пенсии, и, что самое главное, экономически стимулировать добровольную накопительную пенсионную систему.

В накопительную часть пенсии перечисляются средства работающих граждан 1967 года и моложе. Следовательно, данная категория граждан будет иметь возможность получать пенсии с момента их начисления после 2020 года. Сегодня мы можем формировать эту пенсионную систему.

Для экономического стимулирования этой системы мы могли бы предложить следующее: работающий гражданин может по своему желанию перечислять на расчетный счет частного пенсионного фонда, который имеет соответствующую лицензию, до двух процентов своего заработка. В этой ситуации до шести процентов его заработка из Единого социального налога может быть перечислено на этот же рассчетный счет. Если этот алгоритм работает, то федеральный бюджет возмещает пенсионному фонду перечисленные 6 процентов. Мы фактически говорим о том, что базовую часть пенсии в виде минимальной социальной гарантии будет гарантировать государство.

Это предложение, сформулированное партией "Единая Россия". Прошу обратить внимание, что это никоим образом не соответствует тем предложениям, которые формулируются министром Зурабовым. Конечного документа Министерство не выпустило, есть только некие идеи, поэтому критиковать эту систему я пока не могу. По тем предложениям, которые сегодня рассматриваются, мы понимаем, что не будем поддерживать данную идеологию реформирования пенсионной системы. Эта идеология приведет к обману. Еще раз произойдет ситуация, когда будут обмануты граждане, которые сегодня создают свою накопительную часть. Это граждане с 1967 года и моложе.

Мы говорим о социальным гарантиях различным категориям лиц, в том числе военнослужащим. Это касается также социального обеспечения детей военнослужащих.

До конца февраля ситуация с лекарствами будет нормализована

Министерство здравоохранения ошиблось в своих прогнозах о том, сколько стране нужно лекарств для льготников. Мы знаем, как опасны ошибки врача для здоровья пациента, а подобные ошибки министерства могут угрожать здоровью уже не одного человека, а всего общества.

Сегодня необходимо срочно решать вопрос о дополнительном финансировании этой программы. Рабочая группа, которая создается под эгидой Партии, будет уполномочена подготовить соответствующие поправки в текущий федеральный бюджет.

Суть поправок - в следующем. Первое - это разрешение направлять на лекарственное обеспечение средства, не израсходованные в декабре 2006 года из Фонда обязательного медицинского страхования. Эти средства составляют 10 млрд. рублей. Второе - перераспределить средства текущего бюджета. Перевести объемы четвертого квартала для использования в первом и втором квартале. Бюджет четвертого квартала предполагается восполнить за счет прогнозируемых дополнительных доходов в бюджет. Все вышесказанное будет внесено в виде законопроекта до конца февраля.

Это первоочередная задача. А что касается изменения самой технологии обеспечения людей дополнительными лекарственными средствами, эту тему мы будем обсуждать в менее срочном порядке с тем, чтобы предложить систему, которая исключит в дальнейшем трудности, подобные нынешним.

Опережающий рост инфраструктуры – главный приоритет Партии

Понятно, что благосостояние населения напрямую зависит от темпов роста нашей экономики. В последние годы мы имеем рост в пределах 7%. С такими темпами роста мы сможем выполнить поставленную Президентом задачу об удвоении ВВП.

Наши приоритеты – создание инновационной экономики. Мы также будем настаивать на увеличении инвестиций в инфраструктуру. Опережающий рост инфраструктуры это главный приоритет нашей Партии. Сюда входит строительство дорог, трубопроводов, аэропортов, метро, газификация и так далее. Тем самым мы намерены стимулировать развитие машиностроения и перерабатывающих отраслей.

Вчера на Высшем Совете Партии был рассмотрен интересный опыт Хабаровского края.
Там не просто продают сырье заграницу, а перерабатывают первичное сырье, создавая тем самым добавленную стоимость. Таким образом, получают бОльшую прибыль от продажи готовой продукции и создают новые рабочие места. Это правильный государственный подход.

Я неоднократно говорил о непростой ситуации в лесоперерабатывающей промышленности. Недопустимо поставлять на экспорт непереработанный лес. Я выступал даже за радикальное решение проблемы - принятие закона о запрете вывоза древесного сырья. Сейчас мы ставим перед правительством вопрос о повышении пошлин на вывоз древесины. Этот вопрос обсуждается уже год, а соответствующего законопроекта ограничивающего вывоз древесины за рубеж правительство так и не внесло. Не думаю, что у нас есть сегодня время на то, чтобы ждать когда правительство наконец обсудит закон. Если в течение февраля закон не будет внесен, мы представим свой законопроект и примем его.

Многие наши предложения по бюджету касаются финансирования отечественной промышленности и науки, особенно в части создания новых технологий. Россия сегодня может занять место среди ведущих стран мира. Все достижения ученых говорят о том, что Россия сегодня является одним из пионеров новых технологий, в частности нанотехнологий. Сегодня мы говорим о необходимости поддержки стратегически важных отраслей, продукция которых может быть конкурентоспособна на мировом рынке. Это авиастроение, судостроение атомная энергетика, переработка сырья. Очень важно создавать венчурные компании на государственном уровне. В 2007 году на это выделено 15 млрд. рублей.

Регионы должны стать экономически самодостаточными

В бюджете обязательно должны быть предусмотрены средства в фонд поддержки регионов. Субъекты федерации должны думать не о том, чтобы получить больше трансфертов, а думать о том, как стать самодостаточными. Вот главная задача, которая должна быть поставлена перед их руководителями. В США, например, штат, может считать себя полноценным, только если этот штат экономически самодостаточен, в противном случае этот штат управляется из центра. Только опираясь на самодостаточность регионов мы сможем изменить межбюджетные отношения и межрегиональную политику.

Большое внимание должно быть уделено и развитию муниципальных образований. Сегодня налоги еще перераспределены недостаточно, и муниципальные образования финансируются слабо. Наши предложения направлены на то, чтобы дать возможность федеральному бюджету поддерживать муниципальные проекты. Сегодня мы простимулировали рождаемость, однако мы видим и вытекающую проблему, это нехватка детских садов и детских учреждений. Считаю что на условиях софинансирования 50 на 50 можно разделить финансирование строительства детских садов между федеральным бюджетом и муниципальной властью в регионах.

Трехлетний бюджет необходим для обеспечения преемственности политического курса страны

На VII съезде Партии в Екатеринбурге мы сформулировали концепцию стратегического развития страны на 10 лет. Участвуя в выборах 2007 года, мы ставим перед собой задачу обеспечить преемственность нынешнего политического курса страны, а это возможно в случае получения нами большинства в Госдуме. С учетом этой долгосрочной перспективы, нам необходим трехлетний бюджет.

Национальные проекты, а также партийные проекты должны иметь обязательно долгосрочную перспективу. Три года это минимальная перспектива для нормального бюджетного подкрепления проекта.

Очень важен вопрос, касающийся федеральных целевых программ. Сегодня среди них есть те, которые фактически являются прерогативой Минэкономразвития и, к сожалению, не все они обеспечиваются деньгами должным образом. Бывает и так, что выделенные на программу деньги не расходуются должным образом. В связи с этим мы во первых намерены подвергнуть ревизии действующие федеральные программы. Во-вторых, мы намерены в ближайшее время обсудить в Госдуме Бюджетный кодекс, в который хотели бы включить пункт, предполагающий, что новые федеральные целевые программы, которые будут приниматься, должны иметь статус закона. Это позволит обсуждать целевые программы открыто, возможно, с привлечением представителей Общественной палаты.

Эти законы должны приниматься вместе с подробными механизмами их реализации, а также с основным перечнем ресурсных ориентиров. После этого правительство должно готовить материалы федеральной целевой программы. Это мы считаем наиболее верным подходом. Подход этот был апробирован при принятии Законы о развитии сельского хозяйства на пять лет. Это первый пример федеральной целевой программы, которая имеет статус закона. Сейчас создана рабочая группа из представителей Госдумы, Совета Федерации и Правительства по разработке основных ресурсных ориентиров этой программы. Такой подход мы намерены применять и к другим целевым программам.