Список депутатов Госдумы VIII созыва
Фракция Новости Мероприятия Медиа Пресс-служба
ГлавнаяНовости

Александр Пятикоп: Мы направляем в Правительство ряд предложений по созданию равных финансовых условий для регионов

Межбюджетные отношения – ключевой вопрос, влияющий на динамику социально-экономического развития всех без исключения регионов страны. Это тема, которой Госдума уделяет пристальное внимание и которая регулярно поднимается депутатами и в ходе ежегодных отчетов Правительства, и в ходе отчетов руководителей федеральных министерств финансового блока. На протяжении седьмого созыва Госдумы в подкомитете по реализации профильных государственных программ комитета ГД по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления проведена системная и последовательная работа по гармонизации и достижению сбалансированности межбюджетных отношений, рассказал председатель подкомитета, депутат фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ» Александр Пятикоп. В то же время с целью решения наиболее острых проблем в этой сфере подкомитетом подготовлен и направлен в Правительство новый пакет предложений по созданию равных финансовых условий для регионов.

НДФЛ по месту регистрации

«При формировании предложений мы исходили из того, что по своим бюджетным возможностям российские регионы сильно различаются между собой. Только 12 субъектов Федерации из 85 относятся к регионам-донорам. Выделены десять регионов с самой низкой бюджетной обеспеченностью, где практически введено прямое финансовое управление из Москвы. Поэтому первое наше предложение, которое сейчас просчитывается в Минфине – это изменение правил уплаты налога на доходы физических лиц. Предложение: оплачивать НДФЛ по месту регистрации работников. Рассчитываем, что в следующем созыве нам удастся выйти на необходимые законодательные решения», - рассказал Пятикоп. 

На НДФЛ приходится более 40% доходной части бюджета муниципальных образований, уточнил он. При этом распространены ситуация, когда фирмы регистрируются в Москве и налоги остаются в столице. Но люди работают на территориях, либо позже возвращаются на малую родину, а там нужен соответствующий уровень здравоохранения, образования, транспорта и так далее. 

«Могу сказать, что компромисс уже достигнут – с 2023 года уйдет в прошлое такое понятие, как «консолидированный налогоплательщик», это наследие 90-х. Это уже конкретный шаг», – пояснил Пятикоп.

«Также наша позиция в том, что налог на имущество организаций должен оплачиваться на местах, – продолжил он. – Мы убеждены, что земельный налог должен оставаться в муниципалитете. В качестве примера приведу регион, который я представляю в Госдуме – Калиниградскую область. Ее «визитная карточка» – янтарь. Калининградский янтарный комбинат входит с систему госкорпорации «Ростех». Налоги на землю с территории комбината – это порядка 33-35 млн рублей. Они должны зачисляться в бюджет поселка городского типа Янтарный. Однако налог уходит в Москву, а «дыра» в бюджете поселка – это как раз 33-34 миллионов».

Выравнивание бюджетной обеспеченности регионов

Кроме того, Пятикоп сообщил, что в подкомитете совместно со Счетной палатой, Минфином и Минэкомразвития выработаны предложения по выравниванию бюджетной обеспеченности, которые направлены в Правительство.

«Нужно принять решение по избыточности полномочий муниципалитетов и субъектов Федерации. Рекомендуем Правительству рассмотреть возможность передачи субъектам и муниципальным образованиям дополнительных налоговых доходов в целях выполнения закрепленных за ними полномочий, обеспечения их финансовой самостоятельности и создания стимулов по развитию собственной налоговой базы», - рассказал парламентарий.

«По результатам анализа, проведенного нами совместно с Минюстом, Минэкономразвития, Минфином мы выявили, что в 2010-2018 гг. ровно 250 полномочий были переданы из федерального центра на уровень субъектов РФ. Из них нормированных, то есть обеспеченных ресурсами – только 109. Наша главная задача – найти баланс, чтобы объем ресурсов был достаточен для исполнения переданных регионам полномочий», – считает глава подкомитета.

Подкомитет также рекомендует Правительству продолжить работу по совершенствованию методики распределения дотаций (грантов) бюджетам субъектов на достижение показателей деятельности органов исполнительной власти, принять дополнительные меры по сокращению госдолга субъектов Федерации и муниципального долга.

«На сегодняшний день совокупный долг бюджетов регионов оценивается в 2,5 трлн рублей. Плюс порядка 800 млрд – это совокупные долги бюджетов муниципальных образований. И половина из этих 3,3 трлн рублей – кредиты, взятые у коммерческих банков, которые оформлялись уже не под 1-4%, как кредиты Минфина, а под 12-16%. Получается, что значительную часть доходной части своих бюджетов муниципалитеты и регионы ежегодно направляют на обслуживание долгов вместо того, чтобы развиваться. Несбалансированность межбюджетных отношений – это фактор, который сдерживает как реализацию нацпроектов, так и различных комплексных мероприятий на местах», – констатировал он.

В связи с этим депутаты выступают с еще одним предложением в адрес Правительства. «Мы призываем Минфин решить вопрос с коммерческими долгами регионов. Мы считаем, что, учитывая беспрецедентную финансовую помощь, оказанную государством в кризис системоообразующим банкам страны, будет справедливо, если эти банки спишут хотя бы часть образовавшейся задолженности регионов», - заявил Пятикоп. 

Отмена штрафов и списание долгов

Парламентарий подчеркнул, что за седьмой созыв Госдумы депутатами подкомитета совместно с профильными министерствами и ведомствами проведена системная, последовательная работа по достижению гармонизации и сбалансированности межбюджетных отношений.

«И вот лишь некоторые результаты, чего удалось добиться за прошедшие четыре с половиной года. Первое. Реструктуризированы государственные долги всем субъектам Федерации на срок до 12 лет. Причем установлено, что первые два года долги могут выплачиваться в объеме не более 10%. Это дало возможность снизить финансовую нагрузку регионов на обслуживание госдолга», – рассказал Пятикоп.

«Второе. Мы настояли на том, что неизрасходованные денежные средства, выделенные Федерацией, остаются за субъектом на следующий год», - продолжил он.

«Третье. Если раньше регионы платили штрафы в случае, если по итогам года у них на счетах остаются неиспользованные средства, то теперь штрафные санкции не применяются. В 2018 году Калининградской области пришлось заплатить 130 млн рублей штрафа – а это целый детский сад на сто мест!» - привел пример депутат.

Кроме того, были разрешены трансферты в виде кредитов между муниципальными образованиями и между регионами. Если регион добился реализации инвестпроекта на своей территории, то часть долга теперь списывается ему дополнительно – на сумму софинансирования проекта.  

«Еще одна мера по сглаживанию разницы в уровне бюджетной обеспеченности – это перераспределение 1% налога на прибыль от регионов-доноров в пользу десяти самых дотационных регионов. Соответствующее решение было принято Минфином в конце 2016 года», – рассказал Пятикоп. 

«Жители нашей страны, в каком бы регионе они не проживали, должны находиться в равных условиях», – подытожил глава подкомитета Госдумы.