Список депутатов Госдумы VIII созыва
Фракция Новости Мероприятия Медиа Пресс-служба
ГлавнаяНовости

Анатолий Петров: Порядок использования тела, органов и тканей умерших в учебных и научных целях нужно упростить

Законы, регулирующие работу патологоанатомической службы, необходимо совершенствовать. Это нужно для научных целей – экспериментальная хирургия и научная деятельность на трупном материале в рамках действующего законодательства на практике неосуществимы. К такому мнению пришли участники круглого стола на тему «Совершенствование законодательного регулирования деятельности патологоанатомической службы. Проблемы и пути решения», организованного в понедельник, 26 марта, комитетом Госдумы по охране здоровья. 

Минздраву России, в частности, рекомендовано рассмотреть возможность установления презумпции согласия «в целях осуществления учебной и научной деятельностью в связи со смертью человека». Сейчас в России использование тел умерших для обучения и науки возможно при наличии прижизненного волеизъявления, а также в случаях, когда тело умершего не было востребовано (эти вопросы урегулированы статьей 68 закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и законом «О погребении и похоронном деле»).

«Несмотря на широкие возможности, предусмотренные федеральными законами, на практике подзаконные акты действуют лишь для невостребованных тел умерших от ненасильственных причин, доставленных в судебно-медицинские морги и с установленной личностью, число которых ничтожно мало по сравнению с текущими потребностями медицинских вузов, а экспериментальная хирургия и научная деятельность на трупном материале в рамках действующего законодательства на практике неосуществимы», – заявил, открывая заседание круглого стола, член комитета, депутат фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ» Анатолий Петров.

Согласно данным, полученным от медицинских вузов страны, текущие потребности морфологических кафедр не удовлетворяются в полном объеме, отметил он.

«И действительно, вопрос эффективности применения нормативно-правовых актов, регламентирующих использование тела, органов и тканей умершего человека в учебных, научных и медицинских целях, пожалуй, в настоящее время, стоит особенно остро. Тело умершего человека на всем протяжении истории медицины было идеальной моделью для обучения студентов и объектом научных исследований. Деятельность врачей-патологоанатомов по прижизненной и посмертной патологоанатомической диагностике способствует оценке качества и эффективности оказанной медпомощи, выявлению дефектов на догоспитальном и госпитальном этапах и нацелена на решение важной государственной задачи – улучшения качества оказываемой в России медицинской помощи», – заявил докладчик. 

Сегодня, продолжил Петров, эффект от внедрения высокотехнологичного медицинского оборудования в реальности может оказаться значительно выше, если врачи получат возможность осваивать новые технологии с использованием тел умерших. «Во всем мире уже много лет обучение наиболее тонким хирургическим методикам происходит на трупном материале. За рубежом эффективно работают программы донации с государственной поддержкой, благодаря чему был достигнут максимальный уровень завещанных прижизненно тел. Наши же клиницисты сегодня вынуждены либо участвовать в зарубежных диссекционных курсах за свой счет, либо ввозить трупный материал из-за границы», – отметил депутат.
 
Участники круглого стола проанализировали российское законодательство и выделили основные положения, требующие корректировки. 

Во-первых, представители ряда медицинских вузов отметили, что практически не реализуется норма об использовании тел умерших по письменному волеизъявлению лиц, сделанных ими при жизни и нотариально удостоверенных. Специалисты считают, что нужно упростить алгоритм получения разрешений от лица или органа, направившего труп на судебно-медицинское или патологоанатомические исследования, образовательными и научными организациями. Например, в республике Беларусь данная практика регулируется инструкцией о порядке и условиях свершения анатомического дара.

Во-вторых, процедура передачи невостребованных тел прописана лишь для случаев, когда они доставлены в танатологические отделения Бюро судебно-медицинской экспертизы. Условия передачи тел из патологоанатомических отделений не предусмотрены.

По информации Департамента здравоохранения Москвы, невостребованные тела в патологоанатомических отделениях, которые могли бы быть использованы в учебных целях, передаются сразу для захоронения за счет бюджетных средств. Это происходит в связи с несовершенством Правил передачи невостребованного тела, органов и тканей умершего человека для использования в медицинских, научных и учебных целях, утвержденных постановлением Правительством РФ от 21 июля 2012 года №750. По этому документу обязательным условием передачи тел является наличие разрешения, оформленного в письменном виде, на передачу невостребованного тела, органов и тканей умершего человека, выданное лицом или органом, назначившим судебно-медицинскую экспертизу (исследование). Однако, критерии принятия решений по выдаче таких разрешений отсутствуют. 

Кроме того, не предусмотрены возможности использования и передачи отдельных органов, тканей и частей трупа, интактных при проведении судебно-медицинского и патологоанатомического исследований, а также патологоанатомического материала от операций на живых лицах.

В федеральном законодательстве практически отсутствуют статьи, регламентирующие проведение прижизненных патологоанатомических исследований. 

«Нельзя не отметить и тот факт, что передаваемые из танатологических отделений тела умерших не в полной мере соответствуют потребностям учебного процесса. Это обусловлено тем, что тела передаются после вскрытия и уже в стадии поздних трупных изменений, что существенно осложняет подготовку таких тел для учебного процесса и ограничивает возможности их использования в научных целях», – указал Анатолий Петров.

Чтобы организовать работу по внесению изменений в действующую нормативно-правовую базу, участники круглого стола решили образовать междисциплинарную рабочую групп при профильном думском комитете.