Список депутатов Госдумы VIII созыва
Фракция Новости Мероприятия Медиа Пресс-служба
ГлавнаяНовости

Георгий Карлов: Понятие безопасности должно стать ключевым для устойчивого развития Арктики

В Архангельске 29 - 30 марта проходит международный арктический форум «Арктика - территория диалога». В мероприятиях форума принял участие член Конференции парламентариев Арктического региона, член комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Георгий Карлов.

По его мнению, понятие безопасности должно стать ключевым для развития Арктики. «Необходимо выделить три основных направления: безопасность национальная, безопасность экологическая и безопасность условий труда и проживания людей в Арктике», - сказал Карлов.

«Для нашей страны, значение Арктики определяется не только полезными ископаемыми, биоресурсами и транспортными возможностями, но и тем, что здесь проходит самый большой по длине участок морской государственной границы Российской Федерации», - заявил парламентарий.

«Сегодня наблюдается тенденция наращивания военного присутствия ряда государств в Арктической зоне. Предпринимаются попытки изменить исторически сложившийся региональный статус Арктики не в пользу России. Например, продвигается идея общего управления Северным морским  путем, а также концепция «мирового достояния» применительно к ресурсам Арктики. Такие идеи активно поддерживают НАТО и Евросоюз. В связи с этим, мы должны последовательно отстаивать наши интересы на межгосударственном уровне», - подчеркнул Карлов.

Депутат Госдумы также отметил, что Арктика отличается повышенной уязвимостью перед экологическими рисками и высокой чувствительностью к антропогенной нагрузке и климатическим изменениям. «Это уникальная природная территория, обладающая разнообразной флорой и фауной. Любое вмешательство в арктическую экосистему должно строиться с учётом этих обстоятельств. Нужен жёсткий экологический контроль», - считает Карлов.

Парламентарий напомнил, что в прошлом созыве Государственной Думы был принят ряд прорывных по своей сути законодательных инициатив, заложивших основу для обеспечения эффективной системы экологической безопасности. «Но для Арктики этого недостаточно. Существующая нормативно-правовая база не отвечает задачам комплексного развития арктического региона. До сих пор нет базового, документа, в котором учитывалась бы специфика арктической зоны, и предусматривались механизмы для обеспечения её комплексного развития и защиты», - отметил Карлов.

«Развитие инфраструктуры Арктической зоны неизбежно затронет жизнь людей, традиционно проживающих на этих территориях, - добавил депутат. - Пока законодательно не закреплен механизм компенсации ущерба, причиненного источникам существования коренного населения, ведущего традиционный образ жизни. Вопросы получения ими компенсации в случае причинения ущерба при разработке месторождений, развитии транспорта и т.п., должны стать важной частью законодательства об Арктике». 

«При разработке мер поддержки арктических территорий и населения проживающего в Арктике, важно учитывать опыт наших соседей. Например, в Гренландии - автономии в составе Дании, население острова проживает в 19 территориальных образованиях. В каждом есть свой аэропорт, который ежедневно осуществляет транспортную связь с административным центром острова. Работают самолеты малой вместимости на 45 мест. На поддержку транспортной инфраструктуры и развитие территории ежегодно, из различных источников, в виде так называемой «блоковой помощи» выделяются десятки миллионов евро», - заметил Карлов.

«В Норвегии поддержка северных территорий осуществляется на трех уровнях. На уровне государства в целом, на уровне помощи субъектам хозяйствования, на уровне поддержки отдельных групп населения», - добавил парламентарий.

Для привлечения бизнеса и инвестиций в развитие Арктики, по словам Карлова, нужно, в первую очередь, на законодательном уровне, создавать механизмы стимулирования. «В качестве примера, можно привести закон «О свободном порте Владивосток», которым предусмотрен ряд существенных преференций и льгот для компаний получивших статус резидента на территории действия закона», - сказал депутат.

«Непосредственное значение для развития Арктики имеет законопроект упрощающий добычу строительных материалов в водоохранных зонах морских островов, для использования в целях развития инфраструктуры островов, - отметил Карлов. - В настоящее время, песок, щебень и другие инертные материалы приходится завозить с материка, что существенно усложняет процесс строительства островных объектов, в том числе, стратегически важных. В текущем созыве мы планируем принять его во втором и третьем чтениях».

Уверен, что в рамках дискуссий форума будет сформирована база для появления новых законопроектов направленных на развитие региона, заключил Карлов.

Международный арктический форум «Арктика - территория диалога» проводится с 2010 года и является крупнейшей площадкой для совместного обсуждения с зарубежными партнерами актуальных проблем и перспектив развития Арктического региона.

Форум решено проводить регулярно – один раз в два года. Он призван объединить международные организации, органы государственной власти, научную и экспертную общественность, бизнес-сообщества России и зарубежных стран для консолидации усилий по обеспечению стабильного развития Арктики и повышения уровня жизни населения на арктических территориях. 

Двухдневная программа форума включает в себя два пленарных заседания – «Арктика – территория для жизни» и «Человек в Арктике», а также девять тематических сессий по трем ключевым направлениям: «Человеческий капитал», «Устойчивое развитие Арктики» и «Наука и технологии».

Форум проводится при участии Президента Российской Федерации Владимира Путина и заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Дмитрия Рогозина. В работе арктического форуме принимают участие свыше тысячи участников.

В настоящее время Арктика является важным стратегическим элементом внутренней и внешней политики всех приарктических государств (Канада, Дания, Финляндия, Исландия, Норвегия, Россия, Швеция, США). Кроме того, усиливается экономический интерес со стороны ряда государств, не имеющих в своем составе арктических территорий (Франция, Германия, Нидерланды, Польша, Испания, Великобритания, Китай, Италия, Япония, Корея, Сингапур, Индия).

В арктическую зону Российской Федерации входят территории Мурманской области, Ненецкого, Чукотского и Ямало-Ненецкого автономных округов, Республики Коми, территории нескольких районов Республики Саха (Якутия), города Норильска, часть Красноярского края и Архангельской области. Кроме того, к российской арктической зоне относятся земли и острова Северного Ледовитого океана.

Активное освоение арктических территорий началось с развитием современных технологий, позволяющих обеспечить необходимые условия для постоянного пребывания человека в суровых климатических условиях Арктики.