Список депутатов Госдумы VIII созыва
Фракция Новости Мероприятия Медиа Пресс-служба
ГлавнаяНовости

Госдума одобрила в первом чтении пакет законопроектов, уточняющий понятие «шпионской техники»

Госдума одобрила в первом чтении пакет законопроектов, уточняющий понятие «шпионской техники»
На пленарном заседании в среду, 10 апреля, Госдума рассмотрела в первом чтении законопроекты Правительства об уточнении понятия специальных технических средств (СТС) для ведения негласного наблюдения, за незаконный оборот которых действующим законодательством установлена уголовная ответственность.

Поправки в ст.138.1 Уголовного кодекса РФ и ст.20.23 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП) уточняют терминологию в сфере обращения специальных технических средств для негласного получения информации. Законопроекты разработаны во исполнение поручений Президента и Правительства.

«В настоящее время широкое распространение получили цифровые диктофоны, фотоаппараты, видеокамеры, имеющие высокие технические характеристики, малогабаритные размеры, интегрируемые в другие устройства (компьютеры, сотовые телефоны и другие), позволяющие использовать их для негласного получения информации. Лицу, не обладающему специальными познаниями, сложно определить, относится ли, например, ручка со встроенным диктофоном или часы со встроенной видеокамерой к специальным техническим средствам», - отметил Председатель комитета ГД по государственному строительству и законодательству, депутат фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ» Павел Крашенинников.

Нераскрытое в законодательстве значение термина может приводить к его широкому толкованию в правоприменительной практике, подчеркнул он.

Согласно предложенным изменениям, под понятие СТС подпадут приборы, системы, комплексы, устройства, специальный инструмент и программное обеспечение для электронных вычислительных машин и других электронных устройств независимо от их внешнего вида, технических характеристик, а также принципов работы, которым намеренно приданы качества и свойства для обеспечения функции скрытного (тайного, неочевидного) получения информации либо доступа к ней (без ведома ее обладателя).

Предлагаемое значение термина позволит отделить СТС от технических средств, которые по своим техническим характеристикам, параметрам, свойствам или прямому функциональному предназначению рассчитаны лишь на бытовое использование массовым потребителем, говорится в пояснительной записке. Речь идет, в частности, о смартфонах, диктофонах и видеокамерах, а также о GPS-трекерах для отслеживания геолокации животных.

На проблему обратили внимание главы государства участники пресс-конференции Президента РФ Владимира Путина в декабре 2017 года. Они рассказали о деле курганского фермера Евгения Васильева, который заказал в китайском интернет-магазине ошейник с GPS-маячком, чтобы следить за своим теленком. В устройстве оказался микрофон, который можно было активировать и использовать для слежки. Против фермера возбудили уголовное дело по статье 138.1 УК («Незаконный оборот специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации»). Васильеву грозило до четырех лет лишения свободы или штраф до 200 тысяч рублей. Президент пообещал разобраться в этом вопросе. В марте прошлого года дело против Васильева было закрыто.

Это не единственный случай, когда гражданам предъявляли подобные обвинения. В Постановлении Конституционного суда 2011 года уточняется, что устройства, которые «рассчитаны лишь на бытовое использование массовым потребителем», не могут относиться к шпионским. Однако практика возбуждения правоохранительными органами уголовных дел против покупателей, которые не собирались использовать свои гаджеты для слежки, продолжилась.

«Мы подробно рассмотрели данные законопроекты на комитете, были вопросы и замечания, на которые наши коллеги из Правительства дали ответы, - заявил член комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству, депутат фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ» Отари Аршба. - Речь идет об упорядочивании терминологии. Термин СТС «разбросан» в УК, УПК, в ряде федеральных законов, в постановлении Правительства, которое касается вопросов лицензирования и оборота таких средств. В этой связи предлагаемые поправки - прямая «калька» решения Конституционного суда, которое делает понятным дефиницию СТС и позволит упорядочить их оборот».

В своем содокладе Аршба также отметил, что члены комитета концептуально поддержали законопроект, тем не менее, сохранили за собой право доработать ко второму чтению понятия, которые используются в концепции – «специальные инструменты» и «программы обеспечения». «По мнению Конституционного суда и по мнению специалистов комитета, данные понятия нуждаются в толковании», - сказал он.

Павел Крашенинников добавил, что ко второму чтению законопроектов необходимо уточнить предложенное определение «специального технического средства». «В частности, формулировка «независимо от их внешнего вида, технических характеристик, а также принципов работы» может вызвать затруднения при квалификации деяний и разграничения их от приобретения или сбыта технических средств лицом, которое добросовестно заблуждалось по поводу фактического предназначения такого средства», - отметил глава думского комитета.