Список депутатов Госдумы VIII созыва
Фракция Новости Мероприятия Медиа Пресс-служба
ГлавнаяНовости

Госдума поддержала в первом чтении проект о новом порядке формирования кабмина

Государственная Дума во вторник, 13 октября, одобрила в первом чтении проект нового закона о Правительстве, внесенный Президентом – проект федерального конституционного закона № 1024645-7 «О Правительстве Российской Федерации».

Проект федерального конституционного закона был внесен в Государственную Думу главой государства в составе пакета законопроектов, подготовленного с участием сопредседателей Рабочей группы по поправкам в Конституцию, в целях реализации новых конституционных положений.

Официальный представитель Президента при рассмотрении законопроектов палатами Федерального Собрания, Председатель комитета Государственной Думы по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников подчеркнул, что это не поправки в действующий закон о Правительстве, принятый в 1997 году, а новый закон о Правительстве - на основании комплексных изменений Конституции и с учетом нового конституционного принципа единства системы публичной власти.

Проектом нового закона определяется статус Правительства Российской Федерации, организационно-правовые основы его формирования и деятельности.

В соответствии с Конституцией законопроектом закрепляется положение о том, что Правительство входит в единую систему публичной власти, координирует и контролирует деятельность органов исполнительной власти. Устанавливается новый порядок назначения на должность членов Правительства, предусматривающий усиление роли парламента; порядок освобождения от должности членов кабинета министров; порядок прекращения полномочий Правительства, в том числе в связи с выражением Государственной Думой недоверия Правительству. Кроме того, в развитие положений Конституции законопроектом закрепляются обновленные полномочия Правительства в области социального обеспечения, защиты семьи и детства, здравоохранения, взаимодействия с институтами гражданского общества и иных областях. 

Обновленные полномочия Правительства

  • Указывается, что в области социального обеспечения (гл. 14) Правительство осуществляет адресную поддержку граждан, индексацию социальных пособий и выплат; формирует справедливую систему пенсионного обеспечения, индексирует пенсии не реже 1 раза в год. Обеспечивает социальную защиту инвалидов и создание для них доступной среды, улучшение качества их жизни.
  • В области защиты семьи и детства  (гл. 15) Правительство принимает меры, направленные на защиту семьи, материнства, отцовства и детства; защиту института брака как союза мужчины и женщины. Обеспечивает создание условий для достойного воспитания детей в семье, а также для осуществления совершеннолетними детьми обязанности заботиться о родителях. Обеспечивает создание условий, способствующих всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим. Принимает меры по развитию молодежной политики
  • В области здравоохранения (гл. 16) Правительство участвует в создании системы доступной и качественной медицинской помощи, условий для ведения здорового образа жизни.
  • В области трудовых отношений (гл. 17) Правительство обеспечивает гарантии минимального размера оплаты труда не менее величины прожиточного минимума. Принимает меры по реализации трудовых прав граждан, принципов социального партнерства; по сокращению и ликвидации безработицы
  • В области экономики (гл.18) - содействует развитию предпринимательства и частной инициативы.
  • Предусматриваются, что Правительство осуществляет поддержку институтов гражданского общества (гл. 20), в том числе НКО, обеспечивает их участие в выработке и проведении государственной политики. Оказывает поддержку добровольческой (волонтерской) деятельности.
  • В области науки, образования и культуры (гл. 21)  Правительство обеспечивает господдержку научно-технологического развития страны, сохранение и развитие ее научного потенциала; развитие системы бесплатного общего и профессионального образования, системы непрерывного образования; а также охрану культуры, культурных ценностей и культурного наследия народов России.
  • В области охраны окружающей среды и природопользования (гл. 22) за Правительством закреплены задачи сохранения уникального природного и биологического многообразия России; воспитания экологической культуры; формирования в обществе ответственного отношения к животным.
  • В области борьбы с преступностью (гл. 23) - обеспечивает безопасность  при применении информационных технологий, обороте цифровых данных.
  • В области обеспечения обороны страны и безопасности государства Правительство осуществляет меры по защите суверенитета и территориальной целостности, по поддержанию и укреплению международного мира и безопасности, обеспечению мирного сосуществования государств и народов, недопущению вмешательства во внутренние дела государства.
  • В области международных отношений (гл. 25) - поддержка соотечественников, проживающих за рубежом.
Эти изменения развивают новые конституционные положения и позволят повысить уровень правового регулирования указанных вопросов, отметил Павел Крашенинников.

Общие положения

В законопроекте указывается, что Президент, в соответствии с Конституцией, осуществляет общее руководство Правительством, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие Правительства и иных органов, входящих в единую систему публичной власти. Указывается, что в системе публичной власти Правительство обеспечивает проведение в Российской Федерации единой социально ориентированной государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, поддержки, укрепления и защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей, а также в области охраны окружающей среды.

Председатель Правительства возглавляет Правительство, определяет основные направления его деятельности и организует работу Правительства. Он  несет персональную ответственность перед Президентом за осуществление возложенных на Правительство полномочий.

По предложению Председателя Правительства Президент утверждает структуру федеральных органов исполнительной власти и вносит в нее изменения. Президент осуществляет руководство деятельностью федеральных министерств и других федеральных органов исполнительной власти, которые относятся к т.н. «силовому блоку» в соответствии со структурой федеральных органов исполнительной власти. Руководство деятельностью других министерств и ведомств осуществляет Правительство.

Новая процедура формирования Правительства

1. Согласно новой процедуре формирования Правительства, в соответствии с Конституцией - Председатель, его заместители и федеральные министры (кроме министров «силового блока») назначаются Президентом после их утверждения Государственной Думой. Кандидатура Председателя Правительства выдвигается Президентом, а кандидатуры вице-премьеров и министров – Председателем Правительства. Президент обязан их назначить, но вправе в последующем отстранить любого.

2. Представление по кандидатуре Председателя Правительства вносится в Государственную Думу главой государства:

  • не позднее 2-недельного срока после вступления  должность вновь избранного Президента или после отставки Правительства,
  • в течение 1 недели со дня отставки Председателя Правительства, его освобождения от должности Президентом или отклонения кандидатуры Государственной Думой.
2.1 Кандидатуры заместителей Председателя Правительства  и федеральных министров (кроме «силового блока»), представляются им на утверждение Государственной Думе:

  • в случае формирования нового состава Правительства - не позднее 2-недельного срока со дня назначения Председателя Правительства;
  • в случае замещения вакантной должности – не позднее недельного срока со дня назначения Председателя Правительства, если должность стала вакантной до его назначения; либо со дня появления соответствующей вакансии.
3. После внесения кандидатур Председателя Правительства, либо его заместителей или федеральных министров Государственная Дума должна их рассмотреть в течение недели и утвердить либо отклонить. В случае отклонения, в парламент могут быть внесены представления повторно по тем же или по новым кандидатурам на указанные должности.

В случае трехкратного отклонения Государственной Думой кандидатуры Председателя Правительства, Президент назначает его без утверждения парламентом. Согласно cт. 111 Конституции - в этом случае глава государства вправе (но не обязан) распустить Государственную Думу и назначить новые выборы.

В случае трехкратного отклонения Государственной Думой кандидатур заместителей Председателя Правительства или федеральных министров  - Президент вправе назначить их из числа представленных ему премьер-министром кандидатур без утверждения парламентом. Согласно ст. 112 Конституции - если после трехкратного отклонения кандидатур вице-премьеров и федеральных министров более 1/3 должностей остаются вакантными (без учета министров «силового блока»), то Президент вправе распустить Государственную Думу и назначить новые выборы.

4. Министры «силового блока», руководство деятельностью которых осуществляет Президент (Минобороны, МВД, МЧС, Минюст, МИД) назначаются на должность Президентом после консультаций с Советом Федерации. Президент вносит в Совет Федерации представления по кандидатурам указанных федеральных министров, а Совет Федерации не позднее недельного срока информирует в письменной форме Президента о результатах рассмотрения представленных кандидатур.

Что касается других руководителей федеральных органов исполнительной власти, которые также относятся к «силовому блоку» и находятся в непосредственном подчинении у Президента (ФСБ, ФСО, СВР, ФСИН, ФССП и др.) -  их назначает глава государства.

5. Президент может освободить от должности любого из членов Правительства, в том числе Председателя Правительства без роспуска Правительства. 

Председатель Правительства вправе представлять Президенту предложения об освобождении от должности членов кабинета министров, а также о наложении на них дисциплинарных взысканий и об их поощрении. 

Члены Правительства вправе подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом.

В случае освобождения от должности Президентом или отставки члена Правительства глава государства может поручить этому лицу продолжать  исполнять обязанности по должности или возложить их исполнение на другое лицо до соответствующего на значения.

Павел Крашенинников заявил, что новая процедура формирования Правительства более прозрачная, поскольку утверждение всех членов Правительства будет происходить публично. Будущие министры, к примеру, должны сначала подтвердить в Государственной Думе свою компетентность, ответить на вопросы депутатов в профильных комитетах, во фракциях политических партий, затем на пленарном заседании – и только после этого будут утверждаться на должность. Все стадии обсуждения кандидатов налагают ответственность не только на них самих, но и на депутатов. Они проголосовали – и им в дальнейшем работать с утвержденными членами Правительства по конкретным направлениям. Похожая процедура и в Совете Федерации.

В новом механизме учтены «подводные камни» и предусмотрены меры, которые не позволят остановить работу исполнительной власти в случае политического кризиса, если Государственная Дума не будет долгое время утверждать членов кабинета министров, - сказал Павел Крашенинников.

Он также обратил внимание на то, что поскольку Правительство представляет парламенту отчеты о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Федеральным Собранием, важно, чтобы именно парламент утверждал членов кабинета министров.

В законопроекте подробно прописаны нормы о взаимодействии Правительства и парламента.

Например, указывается, что члены Правительства вправе присутствовать и выступать на заседаниях палат Федерального Собрания, их комитетов и комиссий в соответствии с регламентами палат. Члены кабинета министров обеспечивают рассмотрение письменных обращений комитетов и комиссий палат Федерального Собрания по вопросам их ведения. Правительство направляет в палаты парламента информацию о ходе разработки и предполагаемых сроках принятия нормативных правовых актов, которые предусмотрены федеральными законами.

Кроме того, в законопроекте нашло отражение положение, что Правительство обязано в месячный срок направить официальный отзыв на поступивший законопроект - автору и в Государственную Думу (если законопроект может быть внесен в Государственную Думу только при наличии официального отзыва Правительства – это поправки в УК и КоАП). Это долго обсуждалось, в том числе в Рабочей группе при подготовке поправок в Конституцию. Такая норма поможет ускорить рассмотрение законодательных инициатив, - подчеркнул Павел Крашенинников.

Прекращение полномочий Правительства

1) Правительство слагает полномочия перед вновь избранным Президентом;

2) Правительство может подать в отставку, которая принимается или отклоняется главой государства;

3) Президент вправе принять решение об отставке Правительства, в том числе в предусмотренных Конституцией случаях выражения Государственной Думой недоверия либо отказа в доверии Правительству.

В случае выражения недоверия Правительству Государственной Думой, Президент вправе объявить об отставке Правительства либо не согласиться с решением парламента.  При повторном в течение 3-х месяцев выражении недоверия Президент либо объявляет об отставке Правительства, либо распускает Государственную Думу и назначает выборы.

Председатель Правительства вправе поставить вопрос о доверии Правительству перед Государственной Думой, который должен быть рассмотрен парламентом в течение 7 дней. В случае отказа в доверии Президент в течение недели вправе (но не обязан) принять решение об отставке Правительства или о роспуске Госдумы и назначении выборов. При повторении данной ситуации в течение 3-х месяцев Президент уже обязан принять либо то, либо другое решение.

Павел Крашенинников отметил, что предложенные изменения позволят выстроить более прозрачный механизм формирования Правительства в соответствии с новыми конституционными положениями, обеспечить слаженную работу органов публичной власти.