Список депутатов Госдумы VIII созыва
Фракция Новости Мероприятия Медиа Пресс-служба
ГлавнаяНовости

Андрей Исаев: Законопроект об уголовной ответственности за исполнение антироссийских санкций подразумевает конкретную реакцию на умышленные действия

Андрей Исаев: Законопроект об уголовной ответственности за исполнение антироссийских санкций подразумевает конкретную реакцию на умышленные действия
Законопроект об уголовной ответственности для тех, кто исполняет санкции США на территории России и призывает к исполнению санкций, содержит конкретные формулировки и подразумевает узкий состав, предусматривающий определенную реакцию на недружественные шаги. Таким образом, расплывчатые трактовки оппонентов норм документа ошибочны, заявил в среду, 16 мая, Первый заместитель Руководителя фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ» по законопроектной деятельности Андрей Исаев, комментируя критику в адрес рассматриваемого Государственной Думой законопроекта.

«С разных сторон идет критика нашего законопроекта об уголовной ответственности за исполнение санкций и содействие их введению. От нас требуют внесения поправок, которые, с нашей точки зрения, этот закон полностью нивелировали бы,  сделали нерабочим. Вопреки утверждениям, что этот закон якобы содержит расплывчатые формулировки, могу сказать, что формулировки его чрезвычайно конкретны и состав очень узок», - заявил Исаев.

Парламентарий развеял опасения ряда представителей общественности и журналистского сообщества относительно предусмотренных законопроектом составов уголовных правонарушений.

«По первой части нам говорят о том, что в результате применения этой статьи будут сажать руководителей банков, компаний, которые не открывают отделения в Крыму, отказываются выдавать кредиты оборонным предприятиям и так далее, - заметил Исаев. – Так могут рассуждать только те, кто либо невнимательно читал проект закона, либо не очень хорошо владеет юридической терминологией, потому что в данном случае речь идет, и в законе об этом открыто сказано, об обычных сделках и операциях».

«Это означает, что есть некая сделка или операция, которая данным юридическим лицом выполняется практически автоматически в отношении любого лица, соответствующего общим критериям, и никогда ранее данное юридическое лицо не выдвигало каких-то специфических требований к контрагентам», - пояснил Первый замглавы фракции.

В качестве примера обычной операции Исаев привел отказ в выдаче банковской карточки.

«Привожу еще более наглядный пример: человек заходит в ресторан на бизнес-ланч, какие к нему общие требования? Он должен быть прилично одет, он должен соблюдать нормы общественного порядка и должен расплатиться за счет. Если все эти требования соблюдаются, человеку в обслуживании не отказывают. Но если человеку отказали в обслуживании, например, из-за того, что он инвалид или хозяину не нравится цвет его кожи, хозяин будет привлечен к уголовной ответственности? Будет, и это совершенно справедливо, потому что это дискриминация по незаконным основаниям», - добавил депутат.

«В данном случае мы точно так же наказываем за дискриминацию по незаконному основанию – человеку отказывают в осуществлении обычной для данного юридического лица операции только потому, что он находится в неком санкционном списке иностранного государства. Именно за это наступает уголовная ответственность», - подчеркнул Исаев.

«По сложившейся практике обязаны были обслужить, обязаны были что-то сделать, но не сделали,  либо вдруг прекратили исполнение договора, который всегда выполняли и который имеет длинный срок, и совершили это, чтобы выполнить санкционные требования иностранного государства. Только в этом случае возникает уголовно-наказуемое деяние», - пояснил парламентарий.

При этом он подчеркнул, что решения об открытии филиалов торговых сетей или банков не являются простой сделкой, то есть не подпадают под действие данного закона.

«То, что те или иные компании не хотят открывать свои филиалы в Крыму, прискорбно, но мы не собираемся решать этот вопрос методом уголовного законодательства», - заверил Исаев.

Комментируя второй состав, Первый замглавы фракции отметил, что действия, повлекшие введение иностранных санкций в отношении России, но не имевшие при этом умысла, не будут подпадать под статьи закона об уголовной ответственности,

«Что касается второго состава, здесь вообще появились веселые сказки о том, что теперь всякий человек, который опубликовал журналистское расследование, и вдруг на основании этого расследования применили санкции, немедленно может быть схвачен и отправлен в «кутузку». Это не соответствует действительности», - заявил Исаев.

«Дело в том, что мы записали в данном составе преступления умышленные действия. Состав умышленного преступления включает в себя три части: это собственно действие, которое должно было привести к последствиям или, с точки зрения суда, могло привести к последствиям, сами последствия и, наконец, самое важное – умысел. В том случае, если было действие, и оно даже привело к последствиям, но не было умысла, состав преступления не образуется. То есть даже если в результате публикации были приняты санкции, но следствие не доказало, что это специально сделано для того, чтобы санкции были введены», - пояснил депутат.

«Умысел означает, что человек не просто совершал эти действия, а совершал их с целью вызвать такие последствия. Это нормальная правовая азбука. Умышленное действие не образует состава преступления без умысла», - подчеркнул Исаев.

«Приведу наглядный пример: отличие умышленного убийства от несчастного случая, - продолжил Первый замглавы фракции. – И при том, и при другом обстоятельстве действия и последствия могут быть одинаковыми, но при этом наличие или отсутствие умысла радикально меняет ситуацию. Точно так же и здесь – требуется наличие умысла».

По словам Исаева, доказательство наличия умысла – это «самое тяжелое, что есть в юриспруденции». «То есть нужно доказать, что человек не просто совершил действия, но что он специально это делал, чтобы наступили последствия, стремился к тому, чтобы против России были применены санкции», - пояснил он.

«Из мне известных людей, которые этим занимаются, – это (Владимир) Кара-Мурза, который заявил, что добился введения «акта Магнитского» в восьми государствах и продолжает этим заниматься дальше. Это называется «явка с повинной» по данному составу, если законопроект будет принят», - сказал Исаев.

Он также отметил, что под данные нормы могут попасть, «ещё какие-то персонажи, которые открыто заявляют, что они составляют подобного рода списки, они дают рекомендации, как надо побольнее ударить нашу страну, то есть люди, которые открыто заявляют о том, что они занимаются этой деятельностью. «По ним доказать умысел будет возможно. По тем людям, которые не делают таких открытых заявлений, не вступают в прямые контакты со структурами, которые принимают решения о введении санкций, - мне представляется, что доказать наличие умысла будет практически невозможно. Поэтому все достаточно узко», - подчеркнул Исаев.

«И рассуждения, что члены Совета по правам человека возили гуманитарную помощь на Донбасс и поэтому они могут попасть под этот закон, представляются мне очень преувеличенными, потому что явно они возили эту гуманитарную помощь, не имея умысла  введения санкций против России», - считает Первый замглавы фракции.

Исаев также напомнил, что любой уголовный закон не имеет обратной силы. «Если в тот момент, когда человек совершал некие действия, эти действия не являлись преступлением, то, естественно, что он не может за это отвечать, так как тогда государство не называло эти действия преступными. С того момента, как государство сказало, что вот эти действия являются преступными, их дальнейшее осуществление будет считаться преступлением», - заметил он.

Первый замруководителя фракции обратил внимание, что при принятии законопроекта в первом чтении был представлен отзыв Верховного суда. «Верховный суд всегда смотрит на любую уголовную норму с точки зрения правоприменения. Он смотрит, реальна или нереальна эта норма, можно ее реализовать или нельзя, расплывчатая она или конкретная. Так вот, Верховный суд в своем отзыве никаких концептуальных замечаний по этой статье не высказал. Единственное замечание, которое сделал Верховный суд, – это  то, что мы не определили подследственность данных дел. Вчера (Первый заместитель Руководителя фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ») Виктор Пинский внес отдельным законопроектом поправку в Уголовно-процессуальный кодекс, которая определяет подследственность: как правило, Следственный комитет или правоохранительные органы, выявившие преступления. Это общая форма, по которой идет эта глава», - рассказал Исаев.

Также, по его словам, парламентарии уже близки к завершению работы по статье КоАП об административной ответственности юридических лиц за исполнение санкций. «Она будет применяться в отношении юридических лиц, и мы предполагаем установить там очень высокие штрафы. Что касается размера штрафа, 50 млн рублей - на мой взгляд, вполне реальная цифра. Напомню, что Государственная Дума приняла в первом чтении «закон Боярского», где как раз фигурирует такая цифра. Это вполне соизмеримо с учетом тяжести правонарушения и того, на кого будет накладываться взыскание», - заметил Исаев.