Список депутатов Госдумы VIII созыва
Фракция Новости Мероприятия Медиа Пресс-служба
ГлавнаяНовости

Комитет Госдумы рекомендовал ко второму чтению ряд законопроектов во исполнение обновленных положений Конституции

Комитет Госдумы рекомендовал ко второму чтению ряд законопроектов во исполнение обновленных положений Конституции
Комитет Госдумы по госстроительству и законодательству в четверг, 8 апреля, рекомендовал принять во втором чтении законопроекты, внесенные Президентом во исполнение обновленных положений Конституции. Речь идет о проектах, предусматривающих ограничения по наличию иностранного гражданства и вида на жительство за рубежом для определенных категорий должностей, а также изменениях в Земельный, Жилищный и Трудовой кодексы в части верховенства Конституции и приоритета ее действия на территории РФ.

Гражданство

Председатель комитета Госдумы, официальный представитель Президента при рассмотрении законопроектов палатами Федерального Собрания Павел Крашенинников (фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ») сообщил, что законопроектами предусматриваются ограничения по наличию иностранного гражданства и вида на жительство за рубежом для определенных категорий должностей. Он напомнил, что уже установлен такой запрет для ряда должностей, в том числе для членов Правительства, депутатов ГД, сенаторов РФ, судей, прокуроров, Уполномоченного по правам человека в РФ и других. Конституцией предусмотрена возможность установления таких запретов и для других категорий должностей. При этом указанные ограничения не лишают человека права выбора, принимать эти условия или не связывать себя с государственной деятельностью.

Проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» уточняет запрет на иностранное гражданство для государственных и муниципальных служащих, военнослужащих и других категорий должностей.

Устанавливается запрет на замещение государственных и муниципальных должностей, должностей государственной и муниципальной службы и иных должностей в связи с наличием гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право гражданина РФ на постоянное проживание на территории иностранного государства.

Кроме того, предусматривается обязанность таких лиц уведомить свое руководство о прекращении российского гражданства или о приобретении иностранного гражданства (подданства) либо получении вида на жительство за рубежом.

Военнослужащие, государственные и муниципальные служащие, другие должностные лица и работники, для которых предусматриваются соответствующие ограничения, и которые на день вступления в силу новых норм имеют иностранное гражданство либо право на постоянное проживание на территории иностранного государства, должны сообщить об этом в течение десяти дней со дня вступления в силу данного федерального закона.

Такие лица смогут продолжить службу или работу на своих должностях, при условии подачи ими документов, свидетельствующих о намерении прекратить гражданство иностранного государства. По истечении шести месяцев лица, не представившие документы, подтверждающие прекращение иностранного гражданства или права на постоянное проживание гражданина РФ за рубежом, подлежат освобождению от замещаемых должностей и увольнению со службы, работы.

Вместе с тем гражданин Российской Федерации, имеющий иностранное гражданство, которое не прекращено по не зависящим от него причинам, в исключительных случаях может быть принят на государственную или муниципальную службу и назначен на должность, при замещении которой не требуется оформление допуска к государственной тайне. Это будет возможно в порядке, определенном Президентом. Но такие нормы не распространяется на жителей Республики Крым и города Севастополя, которые были признаны гражданами Российской Федерации в результате воссоединения Крыма с Россией в 2014 году, и подали заявление об отказе от гражданства Украины, но не смогли его прекратить. Такие лица признаются гражданами России без иностранного гражданства и могут без ограничения претендовать на замещение государственных и муниципальных должностей, должностей государственной или муниципальной службы.

Проектом федерального закона «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации», ТК РФ дополняется новой статьей 349.6.

Указывается, что лица, не имеющие гражданства РФ, или российские граждане, имеющие иностранное гражданство либо вид на жительство за рубежом, не допускаются к замещению в госорганах или органах местного самоуправления должностей, не являющихся должностями государственной или муниципальной службы, но для замещения которых требуется оформление допуска к государственной тайне.

Речь, прежде всего, идет об обеспечивающим персонале (например, переводчики, программисты, бухгалтеры, инженеры, секретари). Конкретный перечень должностей таких работников утверждается государственным органом или органом местного самоуправления.

По аналогии с первым законопроектом, устанавливается обязанность таких работников сообщать о прекращении российского гражданства или о приобретении иностранного гражданства либо права на постоянное проживание на территории иностранного государства. Также определяется порядок прекращения с ними трудового договора, если их невозможно перевести на другую работу у данного работодателя.

Изменения предлагается вводить с 1 июля 2021 года.

Верховенство Конституции

Павел Крашенинников подчеркнул, что Конституция имеет высшую юридическую силу на территории РФ. Это базовое правило ст. 15 Конституции. В его развитие обновленные положения Основного закона закрепили дополнительные гарантии верховенства и приоритета действия Конституции на территории нашей страны при сохранении правовых позиций, направленных на уважение основных принципов международного права.

Так, согласно ст. 125 Конституции, не соответствующие ей международные договоры не подлежат введению в действие и применению. А решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров в их истолковании, противоречащем Конституции РФ, не подлежат исполнению в Российской Федерации (ст.79). Таким образом, в нашей правовой системе, основанной на верховенстве Конституции, не могут применяться правила международных актов, которые противоречили бы конституционным положениям.

В развитие указанных норм уже внесены поправки в 6 кодексов (ГК, СК, ГПК, УПК, АПК и КАС) и ряд федеральных законов - вступили в силу 8 декабря 2020 г., поправки в Семейный кодекс – 4 февраля 2021 г.

Эта работа продолжается. Рассматриваемые законопроекты направлены на приведение в соответствие с Конституцией положений Земельного (ст. 4), Жилищного (ст. 9) и Трудового (ст. 10) кодексов.

Согласно действующим нормам этих кодексов, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены российским законодательством, применяются правила международного договора.

Законопроекты дополняют указанное правило нормами, согласно которым «не допускается применение правил международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции РФ. Такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом», то есть Конституционным Судом РФ.