Список депутатов Госдумы VIII созыва
Фракция Новости Мероприятия Медиа Пресс-служба
ГлавнаяНовости

Ольга Тимофеева: Мы хотим видеть, на что конкретно пойдут бюджетные средства

Комитет Госдумы по экологии и охране окружающей среды рассмотрел проект федерального бюджета на 2018-2020 годы

На заседании комитета Госдумы по экологии и охране окружающей среды во вторник, 10 октября, был рассмотрен предложенный Правительством РФ проект федерального закона о бюджете на 2018 год и плановый период 2019-2020 годов. Ожидается, что расходы бюджета по разделу «Охрана окружающей среды» в 2018 году составят 88,8 млрд рублей (в 2017 году - 96,3 млрд рублей).

Депутаты обсудили проект и задали вопросы представителям Минприроды России и Минфина России. С некоторыми бюджетными планами парламентариям тяжело согласиться без изучения дополнительной информации. Она должна быть предоставлена в комитет в ближайшее время.

«Впервые в 2018 году регионам будет выделен 1 млрд рублей экосбора на мероприятия в области обращения с отходами. По каким критериям выбраны 10 субъектов Федерации – получателей средств, нам не понятно. Соответствующая методика распределения средств до сих пор правительством не утверждена, - комментирует председатель комитета по экологии и охране окружающей среды Ольга Тимофеева. – Кроме того, мы хотим увидеть, на что конкретно пойдут средства ФЦП по охране Байкала. Финансирование этой программы в будущем году будет увеличено на 500 млн. рублей, прибайкальские регионы начали получать субсидии порядка 2 млрд. рублей. Это большие средства, и мы хотим видеть конкретные мероприятия, потому что качество выполнения этой программы из года в год хромает. В-третьих, мы не нашли в проекте бюджета необходимых финансовых средств для реализации федерального закона «о лесной амнистии». По всем этим вопросам в ближайшее время ждем пояснений от профильных министерств.

Поступления в федеральный бюджет от экологического сбора в 2018 году должны составить  2 278,9 млн рублей, почти вдвое больше чем в текущем году. Этот новый сбор, взимаемый с 2017 года, связан с исполнением ответственности производителей за утилизацию отходов от использования товаров. Депутаты считают, что механизмы утилизации товаров, уплаты экосбора в бюджет и последующего распределения полученных средств до сих пор слабо проработаны.

Зампред думского комитета Владимир Панов обратил, в частности, внимание представителей министерств на готовящиеся корректировки в закон «Об отходах производства и потребления». Госдума примет их в текущем году. В результате перечень мероприятий, на которые можно будет направить средства экосбора, будет сужен. Это должно учитываться при бюджетном планировании.

По словам статс-секретаря – заместителя Министра природных ресурсов и экологии Светланы Радченко, подготовка соответствующей методики распределения экосбора и бюджетное планирование будут вестись параллельно.

Первый заместитель председателя комитета по экологии и охране окружающей среды Николай Валуев задал представителям Минприроды вопрос о выбираемых подрядных организациях. Так, по его словам, претензии накопились к работе АО «Росгеология», однако оно снова наделяется статусом единственного поставщика по проектам ФЦП «Охрана озера Байкал».

На заседании комитета прозвучало предложение пригласить и заслушать руководство «Росгеологии». Будут приглашены также главы прибайкальских регионов для сверки готовности к реализации инвестиционных проектов. В предыдущие годы в том числе по вине региональных властей происходило недоосвоение бюджетных средств.

Депутат Госдумы от Ленинградской области Владимир Драчев поднял вопрос о финансировании полигона токсичных отходов «Красный Бор». В проекте федерального бюджета на этот объект не предусмотрено ни копейки. «Почти год, с ноября прошлого года, я участвую во всякого рода совещаниях по «Красному Бору». И за год там ничего не изменилось. За все это время только взяли пробы. Неужели мы ждем чрезвычайной ситуации?» - резюмировал депутат. Его поддержал депутат от Санкт-Петербурга Сергей Боярский.

Действительно, несмотря на высокую опасность, которую представляет этот полигон для жителей северной столицы и области, в проекте бюджета на 2018 года и последующие два года, деньги на его рекультивацию не выделяются.

Представитель Минприроды Светлана Радченко объяснила этот факт тем, что полигон де-юре имеет хозяина, а бюджетные средства могут быть выделены только на бесхозяйный объект. 

Законодатели были склонны оторваться от «буквы закона» и мыслить логически: если проблема есть, то ее надо решать. Депутат Александр Фокин напомнил, что несколько лет назад на «Красный Бор» удалось выделить 900 млн. рублей. Если невозможно выделить федеральные средства по программе «Чистая страна» на ликвидацию накопленного экологического вреда, это не означает, что нет других способов ликвидировать экологическую «бомбу» федерального масштаба. Депутаты вместе с профильным министерством намерены искать решение.

По итогам рассмотрения законопроекта комитет принял решение поддержать его в первом чтении при условии доработки во втором чтении с учетом высказанных замечаний.