Список депутатов Госдумы VIII созыва
Фракция Новости Мероприятия Медиа Пресс-служба
ГлавнаяНовости

Павел Крашенинников: Закон о прекращении полномочий судей за порочащие честь поступки способствует обеспечению большей прозрачности судебной деятельности

Павел Крашенинников: Закон о прекращении полномочий судей за порочащие честь поступки способствует обеспечению большей прозрачности судебной деятельности
Государственная Дума в среду, 21 октября, приняла в первом чтении законопроекты, вносящие изменения в законодательство о судебной системе по вопросу прекращения Советом Федерации по представлению Президента полномочий отдельных категорий судей: проект федерального конституционного закона № 1024648-7 «О внесении изменений в отдельные федеральные  конституционные законы» и проект федерального закона № 1024650-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Законопроекты были внесены Президентом в составе первого пакета инициатив в целях реализации положений обновленной Конституции.

Официальный представитель Президента при рассмотрении законопроектов палатами Федерального Собрания, Председатель комитета ГД по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников (фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ») сообщил об изменениях, которые предлагается внести в законодательство о судебной системе Российской Федерации.

Так, проектом  ФКЗ № 1024648-7 «О внесении изменений в отдельные федеральные  конституционные законы» вносятся изменения в в ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации», ФКЗ «О военных судах Российской Федерации», ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации», ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации».

Проект ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» вносит изменения закон «О статусе судей в Российской Федерации», ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации», а также Кодекс административного судопроизводства РФ.

Законопроектами предлагается закрепить порядок реализации новых полномочий Президента по внесению в Совет Федерации представлений о прекращении полномочий отдельных категорий судей – в соответствии с пунктом «е3» статьи 83 и пунктом «л» части 1 статьи 102 Конституции.

Согласно конституционным положениям, по представлению Президента могут быть прекращены Советом Федерации полномочия судей «высших судов», включая их председателей и заместителей председателей – Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, кассационных и апелляционных судов (кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции, включая военные; арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов и Суда по интеллектуальным правам). Президент может инициировать данную процедуру в случае совершения судьей поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных случаях, свидетельствующих о невозможности осуществления судьей своих полномочий, которые предусмотрены федеральными конституционными законами.

«В законопроектах закреплен перечень оснований, предоставляющих Президенту право инициировать процедуру прекращения полномочий судей», - отметил Крашенинников.

К таким основаниям, помимо совершения поступка, порочащего честь и достоинство судьи, отнесены несоблюдение требований, ограничений и запретов, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции; прекращение гражданства Российской Федерации, приобретение гражданства (подданства) иностранного государства либо получение вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства; нарушение судьей, его супругой (супругом) и несовершеннолетними детьми запрета открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть или пользоваться иностранными финансовыми инструментами; занятие деятельностью, не совместимой с должностью судьи; иные случаи, предусмотренные федеральными конституционными законами.

Порядок внесения в Совет Федерации представления Президента о прекращении полномочий указанных категорий судей определяется Президентом. Представление главы государства должно быть рассмотрено Советом Федерации в 14-дневный срок со дня его получения.

При этом в отношении вышеуказанных категорий судей, а также в отношении остальных категорий судей действующий порядок прекращения полномочий судей сохраняется (в том числе, через соответствующую квалификационную коллегию судей). «Стоит обратить внимание, что в отношении судей Конституционного Суда особенности прекращения полномочий предусмотрены ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации», - сказал Крашенинников.

«Помимо этого, уточняется, что при внесении Президентом представлений о прекращении полномочий вышеназванных категорий судей - рассмотрение Высшей квалификационной коллегией судей ранее поданного заявления соответствующего судьи о прекращении его полномочий по другим основаниям приостанавливается до рассмотрения по существу указанного вопроса Советом Федерации», - добавил он.

Проектом федерального закона № 1024650-7 также предусматривается возможность обжалования соответствующего решения Совета Федерации. Лицо, судейские полномочия которого таким решением досрочно прекращены (за исключением судей КС, у которых особенный порядок), сможет обратиться в рамках административного судопроизводства в Дисциплинарную коллегию Верховного Суда с жалобой на указанное решение (в течение 10 дней). Бремя доказывания при этом возлагается на Совет Федерации.

Положения закона «О статусе судей в Российской Федерации», регламентирующие предъявляемые к судьям и к кандидатам на должность судьи требования, приводятся к единообразию - в части запрета иметь иностранное гражданство (подданство), вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства.

«Предлагаемые законопроектами изменения направлены на реализацию новых положений Конституции и будут способствовать обеспечению большей прозрачности судебной деятельности, повышению эффективности осуществления судопроизводства в целом, а также росту авторитета судебной власти», - сообщил Крашенинников.