Список депутатов Госдумы VIII созыва
Фракция Новости Мероприятия Медиа Пресс-служба
ГлавнаяНовости

Павел Завальный: Донастройка системы налогообложения, стимулирование внедрения новых технологий позволит в полной мере реализовать нефтяной потенциал Югры

Донастройка системы налогообложения, стимулирование внедрения новых технологий увеличения КИН на выработанных месторождениях даст возможность более полной реализации нефтяного потенциала Югры. Об этом заявил Председатель комитета Государственной Думы по энергетике Павел Завальный, представляющий в парламенте Югру, выступая в среду, 24 марта, в онлайн-режиме на пленарной сессии «SMART – нефть» Международного молодежного научно-практического форума «Нефтяная столица», прошедшего в Ханты-Мансийске.

Он отметил, что, хотя углеводородный характер мировой энергетики, а значит, и спрос на нефть в мире сохранится как минимум в горизонте 2040г, конкуренция, как между видами энергии, так и между производителями энергоресурсов, в первую очередь, нефти, будет только расти, а вот прибыль, с высокой долей вероятности, снижаться. Так что будущее у российской нефти, более 40% которой добывается в Ханты-Мансийском округе, безусловно есть.

При этом структура запасов ухудшается, их прирост во многом обеспечивается доразведкой и рассчитывать на открытие еще одного Самотлора не приходится. С начала эксплуатации месторождений в Югре добыто более 12 млрд. тонн нефти, при этом 23 млрд. т. еще остается в недрах. Значительная часть месторождений ХМАО находится на поздних стадиях разработки, что означает снижение объема добычи нефти и потребность в инвестициях для поддержания текущего уровня добычи.

Средние проектные значения КИН составляют 36%, что также свидетельствует об огромном потенциале роста за счет применения третичных методов увеличения нефтеотдачи. Но сегодня для этого недостаточно экономических стимулов.

Более 2 млрд. тонн запасов на лицензионных участках компаний в Югре готовы к освоению, но не вводятся в связи с экономической неэффективностью. Если бы этот резерв сейчас использовался, то дополнительная добыча нефти составила бы 80 млн тонн в год, а дополнительные налоговые поступления в консолидированный бюджет страны – около 1 трлн. рублей ежегодно.

Система налогообложения нефтяной отрасли нуждается в настройке. Существующая сегодня система администрирования посредством льготирования по НДПИ и таможенным пошлинам, по большому счету, исчерпала свои возможности. Нужно уходить от системы льготирования по НДПИ в пользу налогового стимулирования эффективной нефтедобычи, тем более, что никакие поправочные коэффициенты к НДПИ не позволяют учесть особенности каждого месторождения.

Комитет ГД по энергетике совместно с федеральными Министерством энергетики и Минфином, руководством ХМАО-Югры, компаниями отрасли ведет работу по расширению периметра НДД, стимулированию добычи трудноизвлекаемой нефти.

В списке рекомендаций комитета в адрес профильных органов исполнительной власти по итогам недавно проведенного круглого стола содержится ряд предложений.

Парламентарии предлагают исполнить в полном объеме План мероприятий по реализации мер по освоению нефтяных месторождений и увеличению объемов добычи нефти в РФ, утвержденный Правительством РФ 25 января 2019 года, в том числе в части разработки стимулирующих мер для увеличения объемов геологоразведочных работ, освоения малых месторождений, применения третичных методов увеличения нефтеотдачи;

Комитет Госдумы считает необходимым рассмотреть возможность перехода с 2022 года на режим НДД участков недр, содержащих запасы сверхвязкой и высоковязкой нефти, с введением отдельной подгруппы НДД, учитывающей производственные показатели разработки и высокий уровень удельных затрат.

Также предлагается выделить для выработанных месторождений отдельной группы с иными параметрами применения НДД, предусмотрев при расчете НДД возможность учета капитальных вложений на развитие смежных бизнесов – нефтегазопереработки и нефтехимии, импортозамещения, что будет способствовать диверсификации экономики страны и созданию максимального мультипликативного эффекта.

В рекомендациях содержится предложение пересмотреть ограничения по переходу участков недр на режим налога на дополнительный доход по 3 и 4 группам месторождений в части выработанности запасов и, соответственно, критерии по величине начальных извлекаемых запасов.

Депутаты считают необходимым скорректировать критерий применения поправочного коэффициента для исчисления НДПИ в части увеличения объема начальных извлекаемых запасов с 5 млн тонн до 20 млн тонн для месторождений, расположенных в ХМАО – Югре.

И, наконец, в целом рассмотреть возможность разработки методики оценки эффективности налоговых режимов и стимулов для инвестиционных проектов в сфере добычи нефти.

Кроме того, по мнению Завального, необходимо на законодательном уровне закрепить неизменность налоговых условий для инвестиционных проектов в нефтедобывающей отрасли на срок окупаемости, в том числе с заключением соответствующих инвестиционных соглашений. Все эти решения позволят в полной мере реализовать потенциал нефтяной отрасли, в том числе, в Югре.