Список депутатов Госдумы VIII созыва
Фракция Новости Мероприятия Медиа Пресс-служба
ГлавнаяНовости

Павел Завальный: Приоритет законопроекта об ограничении выбросов парниковых газов – защита интересов российских производителей

Павел Завальный: Приоритет законопроекта об ограничении выбросов парниковых газов – защита интересов российских производителей
В Госдуме во вторник, 13 апреля, комитет ГД по энергетике провел заседание круглого стола с экспертами по поводу стратегии низкоуглеродного развития России до 2050 года.

Открывая мероприятие, Председатель комитета Госдумы по энергетике Павел Завальный (фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ») отметил, что пандемический кризис подстегнул энергопереход в развитых странах, ускорил сроки перевода экономик на низкоуглеродную траекторию развития. Интерес к проектам с большим углеродным следом сокращается, крупнейшие энергетические компании меняют стратегии, трансформируя бизнес в пользу безуглеродной энергетики. Все больше государств берут на себя обязательства достичь углеродной нейтральности к середине века. Так, «Европейский зеленый курс», принятый в 2019, предусматривает достижение углеродной нейтральности к 2050 году, на 2030 год запланировано сокращение выбросов CO на 55 процентов к уровню 1990 года. 

«Одним из инструментов достижения этих целей станет пограничный углеродный сбор, согласование предложений по которому намечено на II квартал 2021 года, а введение – на момент не позднее 2023 года. Предполагается, что этот механизм станет внешним стимулом для стран, предприятия которых имеют существенный «углеродный след» при производстве товаров и экспортируют эти товары на рынок ЕС, к приведению государственного регулирования в соответствие с тенденциями низкоуглеродного развития», - подчеркнул Завальный. 
 
Глава профильного комитета Госдумы отметил, что «это создает серьезные вызовы для экономики России – одного из крупнейших производителей и экспортеров углеводородов». 

«По оценкам экспертов, энергопереход может привести  к сокращению российского экспорта энергоресурсов на 16 процентов к 2040 году и снижению среднегодовых темпов роста ВВП страны на 1,1 процента в год. Главным образом, углеродный сбор отразится на рынках с высокой углеродоемкостью производства или со значительной интенсивностью торговли с ЕС: на нефтегазовом секторе, металлургии, угольной отрасли, производстве азотных удобрений, целлюлозно-бумажной и стекольной промышленности. Ответом на эти вызовы должны стать выстраивание и реализация стратегии низкоуглеродного развития страны», - заявил парламентарий. 

По словам Завального, такая работа уже идет. Правительство РФ приводит национальное регулирование в соответствии с мировой климатической повесткой. В 2019 году был принят Национальный план адаптации к изменениям климата, а в начале ноября 2020 года Президент Российской Федерации подписал Указ «О сокращении выбросов парниковых газов». 

«Сегодня в Госдуме находится законопроект «Об ограничении выбросов парниковых газов». Наш комитет поддерживает его принятие. Концепция закона об ограничении выбросов парниковых газов включает два крупных блока. Первый – введение обязательной углеродной отчетности для крупнейших эмитентов и предоставление этой отчетности в уполномоченный правительством орган. Таким образом, будет создана информационная основа для управления выбросами парниковых газов в экономике и ее отраслях. Второй блок – это формирование правовой базы для обращения углеродных единиц как инструмента по снижению углеродного следа и привлечению инвестиций. Это даст возможность создать в России новый рынок, связанный с обращением углеродных единиц, стимулирует инвестиции в климатические проекты и рыночным образом сформирует в России цену на выбросы парниковых газов. При этом законопроект не предусматривает ограничительные меры для бизнеса, отсутствуют квоты и плата за выбросы парниковых газов. Приоритет – защита интересов российских производителей», - подчеркнул депутат. 

Минэкономразвития при участии правительства Сахалинской области уже подготовило проект федерального закона о проведении эксперимента по установлению на период до 2025 года специального регулирования выбросов парниковых газов на территории Сахалинской области, и в июне 2021 года планирует внести его в Государственную Думу.

Реализация эксперимента позволит апробировать различные меры углеродного регулирования и оценить их эффективность для последующего масштабирования на уровне страны.

Директор департамента конкуренции, энергоэффективности и экологии Минэкономразвития России Петр Бобылев рассказал о стратегии низкоуглеродного социально-экономического развития страны до 2050года, разрабатываемой сейчас министерством. 

Стратегией предусмотрены два основных сценария низкоуглеродного развития: базовый, который принят за основу, и интенсивный. Базовый сценарий предусматривает масштабное повышение энергетической эффективности российской экономики, полное обеспечение баланса воспроизводства лесов, расширение площади их охраны и существенное сокращение сплошных рубок. Развитие по базовому сценарию позволит снизить углеродоемкость российского ВВП на девять процентов к 2030 году и на 48 процентов к 2050 году относительно текущего уровня. 

Интенсивный сценарий предусматривает увеличение генерации на основе возобновляемых источников энергии, а также масштабную электрификацию и цифровизацию транспорта и технологических процессов в отраслях, отказ от сплошных рубок лесов и практически полный охват лесов средствами защиты от пожаров. Переход к нему позволит России достичь углеродной нейтральности во второй половине 21 века. 

Директор департамента сводной государственной политики и цифровой трансформации Минэнерго России Владимир Фургальский рассказал о направлениях развития российской энергетики с учетом климатической повестки. Ключевым документом, которым руководствуется министерство, является Энергетическая стратегия России до 2035г. Работа ведется по нескольким направлениям.

Представитель Минэнерго отметил, что введение трансграничных углеродных сборов является серьезным вызовом, кроме того, существуют опасения, что этот инструмент будет использоваться для осуществления протекционистской политики по отношению к внешним экономическим партнерам ЕС.  Поэтому сегодня важно создать на национальном уровне инструменты для обеспечения климатической нейтральности производимой продукции. Минэнерго готовит законопроект, создающий систему сертификации происхождения электроэнергии, использованной для производства продукции. Такая сертификация, в случае ее международного признания, даст серьезные конкурентные преимущества российским производителям.

Заместитель начальника Департамента-начальник Управления ПАО «Газпром» Александр Ишков сделал несколько острых заявлений. Во-первых, он подчеркнул, что сегодня зачастую все международная политика в климатической сфере свелась к усилиям по трансформации энергетики, и совершенно не очевидно, что продвигаемые решения продиктованы заботой о природе, а не соображениями экономической конкуренции и даже политическими причинами. 

На круглом столе выступили директор департамента устойчивого развития ГК «Росатом» Полина Лион, директор департамента инноваций ПАО «РусГидро» Владимир Софьин, рассказавшие о вкладе безуглеродных атомной и гидроэнергетики в достижение климатических целей и важности признания их роли и безуглеродного статуса на международном уровне, представители крупнейших энергетических компаний, отраслевых ассоциаций, Ассоциации европейского бизнеса. 

Острая полемика о судьбе и перспективах возобновляемой энергетики и угольной отрасли России развернулась между Первым заместителем Председателя комитета по энергетике Валерием Селезневым и заместителем Председателя комитета по энергетике Дмитрием Исламовым.

По итогам круглого стола комитет по энергетике намерен рекомендовать Правительству РФ:

 - обеспечить всестороннюю разработку сбалансированного проекта «Стратегия низкоуглеродного развития России до 2050 года» с учетом приоритетов социально-экономического развития страны, потенциала энергосбережения в экономике и поглощающей способности лесов; 
-  ускорить создание прозрачной, признанной мировым сообществом методологии оценки выбросов парниковых газов в России и расчета углеродоемкости российского экспорта;
-  ускорить процесс согласования и внесения в Государственную Думу проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электроэнергетике» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением низкоуглеродных сертификатов»;
 - рассмотреть создание комплексных системных мер государственной поддержки развития водородной энергетики, направленных на создание технологий, производственных мощностей, инфраструктуры транспортировки и потребления водорода с перспективой выхода на международные рынки;
- подготовить предложения по развитию технологий улавливания, переработки, использования и (или) захоронения углекислого газа.
 - создать условия для производителей энергетического оборудования к расширению производства на территории России ПГУ с высокой степенью локализации;
 - рассмотреть возможность учета атомной энергетики в числе сертифицируемых низкоуглердными сертификатами источников;
 - рассмотреть возможность сотрудничества с научными и образовательными центрами ведущих стран мира, прежде всего, государств СНГ, ШОС, БРИКС, компаниями-лидерами на рынках низкоуглеродных технологий, поддержки международных инициатив и программ по развитию и декарбонизации экономики в других странах мира.

Также в рекомендации будут внесены предложения, прозвучавшие в ходе дискуссии. После утверждения рекомендации комитета документ будет направлен в профильные органы исполнительной власти.