Список депутатов Госдумы VIII созыва
Фракция Новости Мероприятия Медиа Пресс-служба
ГлавнаяНовости

Павел Завальный: Система налогообложения нефтяной отрасли нуждается в постоянной настройке

Павел Завальный: Система налогообложения нефтяной отрасли нуждается в постоянной настройке

Комитет Госдумы по энергетике провел круглый стол на тему: «Вопросы дополнительной настройки налогообложения, добычи нефти с особыми характеристиками с учетом условий и стадии разработки».

Мероприятие прошло во вторник, 16 марта, и стало продолжением дискуссии, начатой 19 февраля на выездном совещании комитета в Ухте.

Объем российских запасов сверхвязкой нефти составляет порядка 2 млрд т. Среди регионов, где ведется разработка таких запасов - республика Татарстан, Астраханская область, республика Коми.

Запасы выработанных месторождений в России составляют 2,9 млрд т, добыча углеводородов на которых за 2019 г. достигла 159 млн т, превысив 30% общероссийского показателя. Наибольшая доля (31%) приходится на ХМАО-Югру (31%), Татарстан (17%).

В условиях выработанности запасов основных нефтеносных провинций, снижения общих объемов добычи и объемов прироста запасов, вовлечение в хозяйственный оборот трудноизвлекаемых запасов нефти названо одной из основных задач Стратегии развития минерально-сырьевой базы РФ до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 22.12.2018.

Это ставит перед нефтяниками задачу по развитию новых технологий повышения нефтеотдачи пластов и коэффициентов извлечения высоковязкой нефти.

Председатель комитета ГД по энергетике Павел Завальный (фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ»), открывая дискуссию, отметил, что система налогообложения нефтяной отрасли нуждается в постоянной настройке. Меняющиеся внутренние и внешние экономические условия, ухудшение структуры запасов, индивидуальные характеристики месторождений, также меняющиеся по мере разработки, требуют постоянного принятия решений, поддерживающих рентабельность добычи, и одновременно обеспечивающих приток средств в федеральный и региональные бюджеты. Сегодня система администрирования посредством льготирования по НДПИ и таможенным пошлинам, по большому счету, исчерпала свои возможности. Большие надежды связаны с переходом на НДД, однако пандемия и обвал нефтяных цен существенно ограничили возможности расширения его применения.

«Дополнительные сложности возникают из-за обоюдного недоверия компаний отрасли и государства, опасений, с одной стороны, что нефтяники будут стараться завышать затраты в стремлении снизить налоговую нагрузку, и, с другой стороны, что государство не будет учитывать реальный рост необходимых для интенсификации добычи и внедрения новых технологий инвестиций, ориентируясь только на получаемые в моменте доходы в бюджет. Наша задача – снять это недоверие, найти баланс интересов государства, регионов и компаний, с тем, чтобы принимаемые решения не били ни по бюджетам всех уровней, ни по людям, ни по перспективам развития отрасли», - подчеркнул Завальный. 

Директор департамента нефтегазового комплекса Минэнерго России Антон Рубцов сообщил, что министерство убеждено в необходимости перехода к НДД как наиболее современному и адекватному рыночной ситуации методу налогообложения нефтяной отрасли. Минэнерго уже ведет работу по просчету параметров этого режима для нефти с особыми характеристиками. При этом он подчеркнул, что государство, работая над параметрами налогообложения, не может ставить на первое место только создание инвестиционных стимулов для нефтедобывающих компаний.  Для него важнейшей задачей является стабильное поступление в бюджет определенного объема налогов, поскольку нефтегазовый комплекс, по сути, является донором, обеспечивающим решение социальных, экономических, инфраструктурных задач.

Директор департамента Министерства финансов Денис Борисов отметил, что концептуальных расхождений между его ведомством и министерством энергетики в вопросе о необходимости перехода на НДД нет, поскольку большое количество льгот по НДПИ существенно усложняет выстраивание сбалансированной системы налогообложения отрасли в интересах одновременно и компаний, и государства. Выстроенная в последние годы система балансирования интересов была нарушена пандемией и связанным с ней кризисом цен и спроса на нефть. Решения, принятые по инициативе Минфина в конце 2020 г., были связаны с необходимостью оперативного восстановления этого баланса. При этом подход к параметрам и срокам перехода к НДД у Минфина и Минэнерго разные, министерство финансов по-прежнему убеждено, что говорить о расширении НДД возможно не ранее 2024г, после окончания сделки ОПЕК плюс. Но оно готово ускорить разработку и согласование параметров НДД для категорий нефти с особыми характеристиками с учетом параметров их разработки, с тем, чтобы компании, имея понимание этих параметров и перспектив, могли бы уверенно инвестировать в проекты в 2022-23 годах.

 По итогам круглого стола комитет Госдумы по энергетике будет рекомендовать Правительству РФ:

- реализовать в полном объеме План мероприятий по реализации мер по освоению нефтяных месторождений и увеличению объемов добычи нефти в РФ, утвержденный Правительством РФ 25 января 2019 года, в том числе в части разработки стимулирующих мер для увеличения объемов геологоразведочных работ, освоения малых месторождений, применения третичных методов увеличения нефтеотдачи.

- рассмотреть возможность разработки методики оценки эффективности налоговых режимов и стимулов для инвестиционных проектов в сфере добычи нефти.

- закрепить на законодательном уровне неизменность налоговых условий для инвестиционных проектов в нефтедобывающей отрасли на срок окупаемости, в том числе с заключением соответствующих инвестиционных соглашений.

В рекомендации Министерству финансов и Министерству энергетики РФ войдут предложения:

- рассмотреть возможность перехода с 2022 года на режим налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья (далее – НДД) участков недр, содержащих запасы сверхвязкой и высоковязкой нефти, с введением отдельной подгруппы НДД, учитывающей производственные показатели разработки и высокий уровень удельных затрат;

- предоставить инвестиционный вычет из налога на добычу полезных ископаемых, подлежащих уплате при добыче нефти на участках недр, содержащих запасы нефти вязкостью 10 000 мПа*с и более, на период 2021-2023 годов;

- выделить для выработанных месторождений отдельной группы с иными параметрами применения НДД, предусмотрев при расчете НДД возможность учета капитальных вложений на развитие смежных бизнесов – нефтегазопереработки и нефтехимии, импортозамещения, что будет способствовать диверсификации экономики страны и созданию максимального мультипликативного эффекта;

- до перехода на НДД в качестве временной меры в целях завершения ранее начатых инвестиций и поддержания добычи нефти на стабильном уровне рассмотреть возможность установления с 2021 года инвестиционного

вычета из НДПИ по высоковязкой нефти в Республике Коми, возможность установления понижающих коэффициентов по НДД для месторождений, расположенных на территории Удмуртской Республики, либо компенсации выпадающих доходов регионального бюджета за счет средств федерального бюджета;

- пересмотреть ограничения по переходу участков недр на режим налога на дополнительный доход по 3 и 4 группам месторождений в части выработанности запасов и, соответственно, критерии по величине начальных извлекаемых запасов.

- скорректировать критерий применения поправочного коэффициента для исчисления НДПИ в части увеличения объема начальных извлекаемых запасов с 5 млн тонн до 20 млн тонн для месторождений, расположенных в ХМАО – Югре и так далее.

Кроме того, комитет рекомендует нефтедобывающим компаниям продолжить разработку месторождений сверхвязкой и высоковязкой нефти, сохранить объемы производства, реализацию инвестиционных программ и выполнение социальных обязательств до решения вопросов налогового стимулирования дальнейшей разработки данных месторождений.