Список депутатов Госдумы VIII созыва
Фракция Новости Мероприятия Медиа Пресс-служба
ГлавнаяНовости

Павел Завальный: Завышенные цены на электроэнергию, связанные с перекрестным субсидированием, ограничивают темпы развития промышленности

Павел Завальный: Завышенные цены на электроэнергию, связанные с перекрестным субсидированием, ограничивают темпы развития промышленности
Об этом Председатель комитета Государственной Думы по энергетике, депутат фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ» Павел Завальный заявил, выступая онлайн на энергетическом форуме «Перекрестное субсидирование в электроэнергетике России: от кризисного наследия к инструменту энергополитики» 24 июля 2020 года.

«Комитет по энергетике неоднократно рекомендовал Правительству разработать и внедрить методологию учета объемов перекрестного субсидирования в электроэнергетике, позволяющую затем предельно обоснованно и прозрачно учесть все виды и размеры перекрестного субсидирования в отрасли с целью ее ограничения и ликвидации.

Однако до сих пор в федеральных органах исполнительной власти - разные методики оценки объема «перекрестки» и, соответственно, разные подходы к разработке механизмов ее ликвидации. Решения, которые были приняты ранее правительством по ее ограничению, не исполнены. Новых принятых актуальных решений в отношении определения предельно допустимого уровня и сокращения перекрестного субсидирования нет», - заявил Завальный.

Завышенные цены на электроэнергию, связанные с перекрестным субсидированием, ограничивают темпы развития промышленности, выступает сдерживающим фактором развития российской энергетики и экономики в целом, в особенности - среднего и малого бизнеса и сельского хозяйства. Ежегодные потери ВВП страны от перекрестного субсидирования, по разным оценкам, составляют от 0,6% до 0,8%, при его общем росте не более 2% (в 2,3% в 2018 г.).

Председатель комитета по энергетике полагает, что для решения проблем перекрестки необходимым является рост цен для населения по схеме «инфляция плюс», а для промышленности – «инфляция минус» или не выше инфляции. Ускорить процесс и облегчить его для населения можно за счет применения механизмов адресной помощи населения и одновременного повышения эффективности работы сетевого комплекса. Ключевая задача при ликвидации перекрестки - освободить бизнес от несвойственной ему функции социальной защиты населения в вопросах оплаты электроэнергии, предоставив ее выполнение институту прямо ответственному за ее реализацию – государству. Самым эффективным способом решения проблемы социальной поддержки в ходе ликвидации перекрестного субсидирования в энергетике является  постепенное выравнивание цен на электричество для всех групп потребителей с использованием бюджетных средств для выплат адресного социального пособия наиболее нуждающимся домашним хозяйствам в зависимости от доходов семьи (по аналогии с системой, принятой при оплате ЖКХ).

«Важно научиться считать по одной методике перекрестку и на оптовом рынке, и в сетевом комплексе, в том числе, ту, что направлена на развитие и модернизацию самой электроэнергетики. Мы предлагаем правительству подготовить дорожную карту поэтапного сокращения всех видов перекрестного субсидирования, определить целевые показатели снижения размеров предельных объемов перекрестного субсидирования с ежегодным темпом сокращения перекрестного субсидирования не менее 10-15%.

При этом нужен системный и комплексный подход, а также механизмы ступенчатых тарифов в зависимости от объема потребления по точкам доступа, так называемой социальной нормы потребления, и возможность использования средств федерального и региональных бюджетов для предоставления адресных субсидий для социально незащищенных категорий потребителей.

Все это позволит решить эту проблему и создать условия для развития розничного рынка электроэнергии и переходу к рыночным механизмам ценообразования в электроэнергетике», - уверен Завальный.