Список депутатов Госдумы VIII созыва
Фракция Новости Мероприятия Медиа Пресс-служба
ГлавнаяНовости

Профильный комитет ГД одобрил законопроекты о Правительстве и Конституционном суде

Комитет Государственной Думы по государственному строительству и законодательству в среду, 7 октября, рекомендовал принять в первом чтении два проекта закона из пакета законопроектов, внесенных Президентом в развитие положений обновленной Конституции:

  • проект федерального конституционного закона № 1024645-7 «О Правительстве Российской Федерации»;
  • проект федерального конституционного закона № 1024643-7 «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации».
Официальный представитель Президента при рассмотрении законопроектов палатами Федерального Собрания, Председатель комитета Государственной Думы по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников сообщил, что рассматриваемые законопроекты приводят законодательство о Правительстве и о Конституционном Суде в соответствие с новыми конституционными положениями, одобренными гражданами на общероссийском голосовании и вступившими в силу 4 июля 2020 года.

1. Павел Крашенинников обратил внимание, что проект федерального конституционного закона № 1024645-7 «О Правительстве Российской Федерации» – это не поправки в действующий Федеральный конституционный закон о Правительстве, принятый в 1997 году, а новый закон о Правительстве. 

Проектом нового закона определяется статус Правительства Российской Федерации, организационно-правовые основы его формирования и деятельности.

1) В соответствии с Конституцией, законопроектом закрепляется положение о том, что Правительство входит в единую систему публичной власти, координирует и контролирует деятельность органов исполнительной власти. Указывается, что в системе публичной власти Правительство обеспечивает проведение в Российской Федерации единой социально ориентированной государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, поддержки, укрепления и защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей, а также в области охраны окружающей среды.

2) Устанавливается новый порядок назначения на должность членов Правительства, предусматривающий усиление роли парламента; порядок освобождения от должности членов кабинета министров; порядок прекращения полномочий Правительства, в том числе в связи с выражением Государственной Думой недоверия Правительству. 

Согласно новой процедуре формирования Правительства - Председатель, его заместители и федеральные министры (кроме министров т.н. «силового блока») назначаются Президентом после их утверждения Государственной Думой. Кандидатура Председателя Правительства выдвигается Президентом, а кандидатуры вице-премьеров и министров – Председателем Правительства. Президент обязан их назначить, но вправе в последующем отстранить любого из них. Глава государства может отправить в отставку Председателя Правительства без роспуска Правительства.  В случае трехкратного отклонения Государственной Думой кандидатур Председателя Правительства, его заместителей или федеральных министров - Президент вправе назначить их без утверждения парламентом. Министры «силового блока» назначаются на должность Президентом после консультаций с Советом Федерации.

Павел Крашенинников отметил, что новая процедура формирования Правительства более прозрачная, поскольку утверждение всех членов Правительства будет происходить публично. Кроме того, поскольку Правительство представляет парламенту отчеты о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Федеральным Собранием, важно, чтобы именно парламент утверждал членов кабинета министров.

3) В развитие положений Конституции законопроектом закрепляются обновленные полномочия Правительства в области социального обеспечения; защиты семьи и детства, молодежной политики; здравоохранения, обеспечения доступной и качественной медицинской помощи; в области взаимодействия с институтами гражданского общества; научно-технологического развития страны и иных областях. Эти изменения позволят повысить уровень правового регулирования указанных вопросов, - отметил Павел Крашенинников.

2. Законопроектом № 1024643-7 «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» приводятся в соответствие с новыми положениями Конституции порядок формирования и полномочия Конституционного Суда Российской Федерации.

1) Уточняется численный состав КС РФ в соответствии с Конституцией. Предусматривается, что Конституционный Суд состоит из 11 судей, включая Председателя и его заместителя; правомочен осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее 8 судей. При этом судьи, осуществляющие свои полномочия на день вступления в силу изменений в Конституцию (04.07.2020), продолжают осуществлять свои полномочия до их прекращения по общим основаниям.

2) Изменяется порядок прекращения полномочий судей КС РФ, включая Председателя Суда и его заместителя – может осуществляться Советом Федерации по представлению Президента в случае совершения судьей поступка, порочащего честь и достоинство судьи, и в иных случаях, свидетельствующих о невозможности осуществления судьей своих полномочий.

3) Конституционный Суд сможет по запросу Президента проверять конституционность законопроектов и принятых законов - до их подписания Президентом, а также законов субъектов РФ - до их обнародования главой региона. Внесение в КС РФ такого запроса приостанавливает дальнейшую работу с этими актами (проектами).

4) Предусматривается, что Конституционный Суд разрешает вопрос о возможности исполнения решений межгосударственных органов, принятых на основании положений международных договоров России в их истолковании, противоречащем Конституции РФ. Правом обращения в КС РФ с таким запросом предлагается наделить Президента, Правительство, Верховный Суд, а также уполномоченный федеральный орган исполнительной власти.

Также указывается, что в случае возникновения спора, КС РФ по запросу Президента, Правительства или Верховного Суда разрешает вопрос о возможности исполнения решения иностранного или международного суда, международного арбитража, налагающего обязанности на Российскую Федерацию, в случае если это решение противоречит основам публичного правопорядка Российской Федерации.

5) Предусматривается, что Конституционный Суд по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод проверяет конституционность законов и иных актов, примененных в конкретном деле -  в случае если исчерпаны все другие внутригосударственные средства судебной защиты. Согласно законопроекту, правом на такое обращение в КС РФ обладают граждане, юридические лица, а также в их интересах - Уполномоченный по правам человека, общероссийские организации и иные органы, и должностные лица в соответствии с федеральным законом.  

При этом указывается, что Верховный Суд не позднее 2-х месяцев после опубликования постановления КС РФ дает разъяснения по вопросам судебной практики - в целях обеспечения единообразного применения законодательства Российской Федерации в части оспоренных положений.

6) Помимо этого, в законопроекте содержится ряд других положений, уточняющих порядок конституционного судопроизводства, а также направленных на совершенствование организационных основ деятельности Конституционного Суда.

Павел Крашенинников сообщил, что законопроекты планируется рассмотреть в первом чтении на ближайших пленарных заседаниях.