Список депутатов Госдумы VIII созыва
Фракция Новости Мероприятия Медиа Пресс-служба
ГлавнаяНовости

Цифровизация меняет образовательную и профессиональную среду, создавая новые потребности на рынке труда, считают во фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ»

Форум «Стратегия развития: вызов молодым» в Подмосковном Аносино в субботу, 15 декабря, завершил работу. В рамках форума работали четыре секции, эксперты, депутаты, молодые юристы и законодатели обсуждали вопросы образования, права, цифровизации, законодательной поддержки актуальных, развивающихся сфер. В частности, участники секции «Современная образовательная среда» подчеркнули приоритетность для человеческого развития вопросов, связанных с образованием и наукой. Законодатели и эксперты обсудили проблемы непрерывного профессионального образования и влияния цифровизации на процесс дебюрократизации сферы образования.

Председатель профильного комитета Госдумы Вячеслав Никонов (фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ») констатировал: мир стремительно меняется, и чтобы развиваться, идти в ногу со временем и оставаться профессионалом, человек должен оперировать не только той информацией, которую человечество накопило за всю свою историю, но и оперативно откликаться на современные вызовы, развитие технологий. «Цифровизация резко меняет образовательную и профессиональную среду, исчезают старые и возникают новые профессии, причем наиболее уязвимы как раз наиболее массовые профессии», - отметил депутат.

«У нас в стране  больше всего в стране водителей и продавцов. В Сколково уже сейчас ездят машины, управляемые искусственным интеллектом, а крупнейшая торговая компания в мире Alibaba не имеет продавцов.  Сейчас формируются совершенно другие потребности на рынке труда - особый спрос на квалифицированные кадры в области информационных технологий», -   пояснил депутат.

Поэтому, считает парламентарий, человек должен постоянно совершенствовать свои профессиональные навыки: «Нужна система повышения квалификации. Но еще больше, я думаю, нам нужна будет реформа аспирантуры. При этом этот уровень образования должен давать возможность и получить стипендии – этот вопрос важен, когда мы говорим о проблеме обучения учителей», - сказал депутат.

Со своей стороны, член комитета по образованию Алексей Загребин (фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ») отметил: «Не надо быть большим мудрецом, чтобы не увидеть того, что профессии будущего, локомотивы роста, точки роста – это то, что непосредственно связано с непрерывным образованием. Только за счет молодых людей, студентов этих проблем не решить. Это компетенции и людей среднего возраста. Очень хотелось бы видеть, что и старшее поколение включилось бы в этот процесс».

На форуме обсудили проблемы, связанные с электронным обучением, с профессиональными навыками, с практикоориентированным образованием, противостоящим широкому образующему образованию. «Да, нужно практикоориентировать, безусловно. И в Государственную Думу внесена соответствующая законодательная инициатива. Но при этом никто не отменял широту обучения, - заявил Никонов. – Потому что широта ассоциаций – это то, что делает человека конкурентоспособным в современном мире образования».

Участники дискуссии также обратили внимание на остающуюся актуальность решения проблемы забюрократизированности образовательной системы. Этот негативный фактор, по их мнению, мешает вузам работать в соответствии с задачами, стоящими перед Россией.

По мнению  Никонова,  процесс дебюрократизации сферы образования напрямую связан с цифровизацией.

«Аккредитация и лицензирование образовательной организации в последнее время сопровождался вывозом грузовика бумажной документации в контролирующие инстанции. Ясно, что это можно сделать гораздо проще, используя технологию big data, которая о каждом университете скажет гораздо больше, чем любые грузовики с документами», -  сказал глава комитета Госдумы по образованию и науке.

Актуальность проблемы отметили и другие участники форума. Директор Института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников Финансового Университета при правительстве РФ Елена Диденко также сказала, что непрерывному профессиональному образованию уделяют недостаточно внимания, хотя система профессиональных квалификаций развивается, заметно меняются требования к образовательным программам. «Давно созрел вопрос о том, чтобы в нашей стране появился закон о непрерывном профессиональном образовании. Для этого есть много объективных предпосылок», - заявила она.

Диденко также обратила внимание на данные Росстата: из 82 млн трудоспособного населения учатся в настоящее время в СПО и в вузах примерно 7,5 млн человек, выпускников высшего образования – примерно 1 млн. Остальные люди остаются без регулирования и без внимания, что, по ее мнению, и является стопором в развитии человеческего капитала.

Директор Института информационных систем Государственного Университета Управления Андрей Дашков обратил внимание на проблему применения знаний выпускниками вузов: изменения в мире настолько серьезны и стремительны, что только при общей базе, но непрерывном дальнейшем самообразовании человек может оставаться конкурентоспособным. Связано это с тем, что потоки информации быстро меняются, а методическая база слишком неповоротлива, чтобы успеть за этим процессом.

На секции также был поднят вопрос о том, как развивать цифровую школу и как сделать так, чтобы электронные учебники и отчетность не дублировали бумажные и не создавали дополнительную бюрократизацию в системе образования.

Была поднята и тема цифрового будущего в образовании. Существующие платформы для оказаний образовательных услуг, видеолекции – это уже не самые актуальные площадки. В качестве перспективного направления участники форума отметили использование нейростимуляторов, которые смогли бы оценивать, как усваиваются материалы во время обучения.

Эксперты согласились, что тренд современного общества – это обучение в течение всей жизни. В настоящее время люди имеют возможность получать образование через разные каналы, в том числе, используя Интернет. И только обновление умений и навыков, повышение квалификации сможет гарантировать трудоустройство для населения и развитие общества.

Резюмируя, Никонов поблагодарил участников форума за большое количество идей: «Молодые парламентарии приехали на Форум с  достаточно важными, интересными проектами, отражающими реальные проблемы, существующие в образовательном сообществе». Многие из них будут использованы в работе экспертных советов при комитете по образованию и науке Государственной Думы, отметил он. «Вопросы, связанные с наукой, образованием – это первоочередные вопросы человеческого развития. И тот, кто не уделяет этим вопросам серьезного внимания, тот рискует своим будущим. А наше будущее – это вы. И рисковать вами мы точно не будем», - обратился парламентарий к молодым участникам Форума.