Список депутатов Госдумы VIII созыва
Фракция Новости Мероприятия Медиа Пресс-служба
ГлавнаяНовости

Ускорение темпов газификации регионов страны обсудили депутаты комитета ГД по энергетике на встрече с главой Минэнерго

Ускорение темпов газификации регионов страны обсудили депутаты комитета ГД по энергетике на встрече с главой Минэнерго

В четверг, 18 марта, депутаты комитета Госдумы по энергетике встретились с министром энергетики РФ Николаем Шульгиновым. Встреча состоялась в преддверии отчета Правительства, намеченного на 21 апреля. 

Открывая мероприятие, Председатель комитета Павел Завальный (фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ») обозначил актуальные темы, требующие законодательного сопровождения: окончание реформы электроэнергетики и развитие розничных рынков, ликвидация перекрестного субсидирования, нерыночных надбавок к оптовой цене на электроэнергию, формирование топливно-энергетических балансов, ускорение газификации регионов и другие.

Говоря об итогах реформы электроэнергетики, Николай Шульгинов высказал мнение, что ускорению процесса по созданию в стране масштабного, либерализованного и сбалансированного рынка в рознице будет способствовать внедрение интеллектуальных систем учета электроэнергии.

Что касается перекрестного субсидирования, полная его ликвидация, по мнению главы Минэнерго, невозможна. Важно не расширять его масштабы, применять только там, где идет развитие электроэнергетики и для поддержки населения, постепенно увеличивая адресность такой поддержки. Министерство намерено достаточно жестко отстаивать этот подход. 

Министр озвучил позицию по вопросу составления топливно-энергетических балансов. Он отметил, что реализация «дорожной карты» газификации регионов России автоматически требует пересмотра подхода к вопросу региональных топливно-энергетических балансов: из статистических документов они должны превратиться в аналитические и прогнозные. Без этого невозможно эффективное и надежное энергоснабжение субъектов Федерации в долгосрочной перспективе. Министерством подготовлены методические рекомендации по формированию таких балансов.

В теме газификации, по мнению членов комитета, одним из самых важных является вопрос финансирования «последней мили», в том числе строительства газопроводов, проходящих по земельным участкам потребителей, и подключения потребителя. По мнению министра, создание единого оператора газификации поможет снять вопрос о финансировании и строительстве газопроводов до границ участков. Соответственно, финансирование станет зоной ответственности оператора. По источникам финансирования сейчас идет дискуссия.

Говоря о стратегии развития электросетевого комплекса, министр энергетики подчеркнул, что темпы его консолидации необходимо увеличивать, а критерии оценки ТСО ужесточать. По оценке министерства, количество территориальных сетевых организаций может быть сокращено на 40%. Многие серьезные аварии в сетях связаны именно с безответственностью и некачественной работой многочисленных ТСО. При этом важно, чтобы по итогам консолидации затраты потребителей снизились за счет повышения эффективности, а не выросли. Председатель комитета Павел Завальный предложил министру провести по данной теме круглый стол, чтобы все заинтересованные стороны могли высказать свои предложения и донести их до Правительства через рекомендации комитета.

В ходе дискуссии министр высказался в поддержку перехода к эталонному принципу исчисления затрат в сбытовой деятельности и сетевом комплексе. При этом необходимо проанализировать практику применения эталонов в сбыте, существующую сегодня, и устранить причины, из-за которых в ряде регионов при переходе к эталонам произошел чрезмерный рост тарифов на электроэнергию, отметил он.

Говоря о размере резерва мощности (максимальная установленная мощность электростанций ЕЭС России на 1 января 2021 года составила 245,3 ГВт при максимальной нагрузке порядка 153 ГВт) Николай Шульгинов подчеркнул, что важно найти консенсус между производителями и потребителями по вопросу баланса надежности и экономической эффективности. Обеспечение надежности энергоснабжения через резервирование мощности действительно стоит дорого, но недостаток резерва может обойтись дороже. Расчет оптимального резерва – серьезная задача, стоящая, в том числе, перед министерством, но она счетная.

 Ускорение энергетического перехода, связанные с ним намерения большого количества государств достигнуть климатической нейтральности в ближайшие 30-40 лет представляется министру энергетики серьезным вызовом для российского ТЭК, имея в виду, что около 50% производимых энергетических ресурсов идет на экспорт. Для России важно защищать свои позиции при разработке международных правил и подходов к оценке углеродного следа атомной энергетики, гидроэнергетики, поглощающей способности лесов и так далее. При этом нужно серьезно отнестись к вопросу о введении трансграничного углеродного сбора, предпринять все необходимые действия, чтобы это не стало ударом по российской экономике. Нужно развивать собственные технологии и компетенции в секторе ВИЭ, стремясь к снижению их стоимости. Но идти по пути стран, не обладающих энергоресурсами, наращивая ВИЭ опережающими темпами, России, с учетом особенностей ее энергобаланса, нецелесообразно. Нужно создавать эти мощности, там, где есть дефицит, где действительно невозможно или слишком дорого традиционное энергообеспечение, но не разгружать традиционную генерацию в погоне за европейскими целевыми показателями.

По итогам встречи будет сформирован перечень актуальных тем, требующих подготовки предложений по их решению.