Список депутатов Госдумы VIII созыва
Фракция Новости Мероприятия Медиа Пресс-служба
ГлавнаяНовости

В Госдуме обсудили внедрение модели «альтернативной котельной» как инструмента повышения инвестиционной привлекательности теплоснабжения

Комитет по энергетике во вторник, 17 декабря, провел круглый стол, посвященный практике применения модели «альтернативной котельной» в теплоснабжении.

Федеральный закон № 279-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О теплоснабжении» и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования системы отношений в сфере теплоснабжения» был принят в июле 2017 года для привлечения частных инвестиций в модернизацию теплоэнергетики. Его стратегической целью заявлено повышение эффективности функционирования и комплексного развития систем теплоснабжения на основе организации перехода отдельных поселений, городских округов на новую (целевую) модель рынка тепловой энергии, так называемую «альтернативную котельную».

Открывая мероприятие, Председатель комитета, депутат фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ» Павел Завальный напомнил, чем была вызвана необходимость разработки закона. «Россия занимает первое место в мире по развитию теплофикации, протяженности тепловых сетей, затратам топлива в системах централизованного теплоснабжения. На расходы отрасли направляется около половины всего объема топлива в нашей стране. На протяжении десятилетий в отрасли копятся проблемы, среди которых высокий износ оборудования, в том числе тепловых сетей, неоптимальная загрузка систем теплоснабжения, рост дебиторской задолженности за потребляемые коммунальные ресурсы. Потери в теплосетях в среднем достигают 20-30%, происходит стремительное ухудшение надежности и качества теплоснабжения», – сказал он.

Отрасль нуждается в серьезной модернизации, продолжил депутат, объем необходимых инвестиций оцениваются в 2,5-3 трлн рублей до 2025 года, текущие вложения (порядка 90 млрд рублей в год) явно недостаточны. Действующая модель организации отрасли не способствует не только привлечению дополнительных инвестиций, но и эффективному использованию тех, которые все же удается привлечь.

Для преодоления проблемы был разработан и принят 279-ФЗ. Заложенная в нем модель предполагает отказ от прямого регулирования тарифов и внедрение с согласия глав регионов и муниципалитетов принципа ценообразования на основе утверждаемой предельной цены замещающего источника – «альтернативной котельной», пояснил он.

И.о. заместителя директора департамента развития электроэнергетики Минэнерго РФ Юлия Бондаренко отметила, что нормативная база, необходимая для внедрения целевой модели рынка тепловой энергии, полностью сформирована. При этом были учтены опасения и рекомендации, которые высказывались при обсуждении законопроекта и нормативных актов к нему, в частности, касательно рисков негативных ценовых последствий перехода на альтернативную котельную. Законодательством обеспечены поэтапность перехода и регламентированы механизмы взаимодействия бизнеса и власти. Выполняется принцип добровольности вступления в ценовую зону теплоснабжения. Практически все риски, связанные с повышением «цены альтернативной котельной», могут быть сняты нормативным образом - для этого предусматриваются различные механизмы.

На текущий момент Правительством РФ одобрен переход на «альтернативную котельную» четырех муниципальных образований: г. Рубцовска Алтайского края, рабочего поселка Линево Новосибирской области, г. Барнаула Алтайского края, г. Ульяновска Ульяновской области. В г. Рубцовске и р.п. Линево переходный период в ценовую зону теплоснабжения завершен, в г. Ульяновске и г. Барнауле – переходный период заканчивается 1 января 2020 года.

Таким образом, на настоящий момент в ценовых зонах теплоснабжения проживает более 1,5 млн человек, при том что по состоянию на 1 января 2019 года этот показатель составлял 160,6 тыс. человек. 

Суммарно, благодаря переходу на модель альтернативной котельной в пилотных муниципальных образованиях реализуются инвестиционные проекты на общую сумму около 19 млрд руб. Инвестиции в основном планируются в модернизацию или строительство тепловых сетей как основной источник низкой эффективности и низкой надежности теплоснабжения.

На рассмотрении находится обращение по отнесению к ценовой зоне теплоснабжения города Оренбурга, до конца текущего года ожидаются обращения от пяти городов, среди которых Самара, Тольятти, Владимир, Красноярск и Канск. В 2020 году ожидаются обращения еще от 20 городов: Балаково, Иваново, Инта, Йошкар-Ола, Кирово-Чепецк, Медногорск, Нижний Новгород, Новокуйбышевск, Новочебоксарск, Пермь, Саранск, Сосногорск, Сыктывкар, Ухта, Чайковский, Чебоксары, Черногорск, Абакан, Белово, Бийск.

Несмотря на положительную динамику перехода муниципальных образований к ценовым зонам теплоснабжения, скорость процесса, по мнению Минэнерго России, недостаточная, учитывая наметившуюся тенденцию к ухудшению надежности теплоснабжения в стране.

Директор департамента развития ЖКХ Минстроя РФ Светлана Никонова сообщила, что министерство рассматривает «альтернативную котельную» как серьезный технологический инструмент для повышения инвестиционной привлекательности теплоснабжения и персонализации ответственности за его качество и надежность. Потенциал оптимизации технологических решений и эффективности теплоснабжения – огромный, сопоставимые города Европы решают задачи теплоснабжения в среднем в три раза эффективнее российских.

Все ценовые решения должны приниматься с учетом оценки всей коммунальной корзины в целом. При этом принятие решений по одним видам услуг не должны ущемлять другие виды, например, водоснабжение. В данной отрасли также нужна новая целевая модель, сопоставимая с моделью альтенрнативной котельной. К тому же, вновь встает вопрос повышения адресности социальных субсидий. 

Минстрой полагает, что помимо «альтернативной котельной» должна быть введена и система технологических эталонов для мелких населенных пунктов. Также министерство выступает за выстраивания мер государственной поддержки отрасли, поскольку решить все проблемы модернизации отрасли за счет потребителей все же невозможно.

Замначальника Управления регулирования в сфере жилищно-коммунального хозяйства ФАС РФ Елена Цышевская озвучила данные мониторинга ситуации с тарифами в ценовых зонах. Они показывают, что ценовых потрясений не произошло даже в условиях значительной разницы текущего тарифа и цены «альтернативной котельной». Например, в Рубцовске ЕТО приняла на себя обязательства по реализации схемы теплоснабжения с органом местного самоуправления о том, что цены для потребителей не вырастут выше инфляции. В Линево рост цен предполагается не выше инфляции, увеличенной на 3,5%. В Барнауле предлагается ежегодный рост цен не выше индекса потребительских цен, увеличенного на 2%. В. Ульяновске переход в ценовую зону теплоснабжения позволит «заморозить» на 2020 год цены на тепловую энергию для потребителей, на которых приходится около 50 % объема отпуска тепловой энергии в городе. При этом в среднем цена на тепло не вырастет более, чем на инфляцию. 

При принятии закона много опасений высказывалось в части возможностей злоупотреблений со стороны единой теплоснабжающей организации. На данный момент таких претензий нет, механизмов контроля достаточно.

Первый заместитель Председателя комитета Сергей Есяков (фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ») обозначил несколько проблем теплоснабжения – финансовая убыточность отрасли, высокий износ основных фондов, продолжающийся процесс котельнизации, рост задолженности, сложная и нечеткая система регулирования. Вся система функционирует неэффективно. «Альтернативная котельная», безусловно, дает возможности снятия ряда проблем и повышения инвестиционной привлекательности отрасли. Но все же, темпы перехода не нее показывает ее неоптимальность, считает депутат. Нужны корректировка технико-экономических параметров расчета цены «альтернативной котельной», доработка модели под малые поселения, малые системы централизованного теплоснабжения, упрощение порядка отнесения поселения к ценовой зоне теплоснабжения.

Концептуально нужно все же рассматривать возможность участия государства в решении проблем отрасли, ее модернизации ускоренными темпами.   

И.о. вице-губернатора – заместителя председателя Правительства Оренбургской области Наталья Левинсон подчеркнула, что решение Оренбурга было совместным «порывом» и органов власти, и Единой теплоснабжающей организации. Развитие Оренбурга как мегаполиса требует ускоренного развития и модернизации теплоснабжения города, и только альтернативная котельная может дать необходимый рост инвестиций (ориентировочно, в полтора раза) Рост платы за теплоснабжение, по прогнозам, составит 3,5-4,5% в ближайшие два года благодаря заложенным в модель механизмам сглаживания. Представитель Оренбургской области озвучила запрос регионов на перенос принятия решений о переходе крупных муниципалитетов с федерального на региональный уровень при согласовании с федеральными министерствами. Наталья Левинсон надеется, что рассмотрение обращение Оренбурга по отнесению к ценовой зоне теплоснабжения пройдет успешно, и в 1 января 2020 года процесс стартует.

Также о своей мотивации для перехода на модель альтернативной котельной, трудностях и ожиданиях от перехода рассказали представители Ульяновска, Самары, Алтайского края, где на новую модель переходят Рубцовск и Барнаул. Опыт территорий – положительный, прослеживается эффект как с точки зрения привлечения инвестиций, так и по возможности повышения надежности теплоснабжения за счет ускоренной оптимизации и модернизации теплоснабжения. Нормативной базой местные органы власти в общем довольны, озвученные предложения по «докрутке» механизмов и упрощении процедур будут учтены при подготовке рекомендаций комитета.