Список депутатов Госдумы VIII созыва
Фракция Новости Мероприятия Медиа Пресс-служба
ГлавнаяМероприятия

Владимир Панов: «Парки малых городов» - проект, который становится «точкой сборки» городского сообщества

Заместитель Председателя комитета Госдумы по экологии и охране окружающей среды, координатор партийного проекта «Парки малых городов» Владимир Панов во вторник, 10 октября, выступил в рамках общественных слушаний «Комфортная городская среда как один из приоритетов бюджета на 2018-2020 годы».

Общественные слушания посвящены вопросам благоустройства дворовых территорий и создания комфортных общественных территорий городов и сельских поселений, благоустройства парков малых городов в рамках федеральных проектов партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» «Городская среда» и «Парки малых городов», приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды». В дискуссии участвуют представители министерства строительства и ЖКХ, депутаты Госдумы, представители регионов – мэры городов, председатели законодательных собраний, министры строительных комплексов, региональные координаторы партпроектов, а также общественники и представители строительного бизнеса и сферы ЖКХ.

Участники слушаний обсудили реализацию федеральных партийных проектов «Парки малых городов» и «Городская среда» в первом полугодии 2017 года, лучшие практики реализации федеральных партийных проектов, новеллы Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию государственных и муниципальных программ формирования современной городской среды, а также благоустройство дворовых территорий городов и сельских поселений, создание комфортных общественных территорий городов и сельских поселений, благоустройство парков малых городов.

Говоря о проекте «Парки малых городов», его федеральный координатор напомнил ряд задач проекта. Во-первых, это создание «красивых, современных проектов парков, которые на долгие годы могли бы стать некими точками сборки городского сообщества, то есть местом, где всем комфортно, куда люди хотят идти». Задача номер два – совместная реализация проекта с жителями: «Благоустраивать парки, реализовывать проект в отрыве от жителей неприемлемо. Это должна быть общая работа, общие цели».

Задача номер три – чтобы парк был сделан качественно, и четвертая задача – наполнить парк жизнью, «потому что безжизненный парк, какой бы он красивый ни был, никому не нужен».

Между тем, реализация проекта в пилотном 2017-м выявила ряд проблем, отметил Панов. «Проект «Парки малых городов» - это 500 миллионо рублей на всю страну. В нем приняли участие 317 малых городов, 83 региона. Но на 10 октября 2017 года у нас только в 42 парках из 317 завершены те работы, которые были запланированы на этот год», - констатировал он и подчеркнул, что «невыполнение работ на сегодняшний день не связано с неэффективностью, с неким затягиванием сроков». По словам депутата, предположить такой исход можно было «сразу, как только у нас появились Правила по предоставлению субсидий».

«Мы должны были подписать соглашения с субъектом о предоставлении федеральных субсидий до 1 марта, дальше общественные обсуждения по выбору мероприятий должны были пройти до 1 мая, утверждение дизайн-проекта – до 1.07, а дальше у нас наступает 44-ФЗ. Соответственно, торги проходили примерно в августе. Все работы по благоустройству начались в этот период. И в зависимости от масштаба мало кто реально успевал, несмотря на все усилия. Поэтому задача на 2018 год – Андрей Владимирович (замминистра строительства и ЖКХ РФ Андрей Чибис), это уже обращение к вам, чтобы были приняты поправки в Правила. Чтобы эта вся календарная карта начала в регионах реализовываться как можно раньше. Потому что каждый раз мы будем ленточки перерезать, в одной руке держа лопату со снегом, с другой стороны замерзшие дети будут стоять», - заявил Панов.

Следующий момент – это коммуникации с жителями. Координатор партпроекта рассказал, что информация обо всех этапах реализации мероприятий постоянно находилась на контроле у федерального руководства. И в результате такого мониторинга становится ясно: «хороших рабочих, эффективных, коммуникаций недостаточно». По данным Панова, на проведенные в ходе обсуждения проекта мероприятия пришли примерно 173 тыс. человек. «Если исходить из примерной численности города в 25 тысяч человек, то получаем, что только 1,3% по сути узнали или были вовлечены в этот проект. Канал коммуникации очень слабый», - указал парламентарий.

Такие же неутешительные результаты вышли и в части рейтингования на основе реализации мероприятий проектов по созданию типовых АПМ для обратной связи с жителями, проведению общественных слушаний и так далее. «К сожалению, есть регионы, которые набрали ноль баллов. Поэтому коммуникация с жителями – это одно из самых «узких мест» в реализации партпроекта», - заявил Панов.

Кроме того, есть претензии у федерального координатора и к качеству принятых проектных решений. «Возьмите базовые скамейки, которые сейчас можно увидеть в каждом парке, требующем ремонта, и возьмите варианты скамеек, которые могут быть. К сожалению, иногда решения настолько скучные, что та цель, о которой мы говорили – создать качественные, современные, комфортные проекты, которые не один год будут радовать жителей, - приведет к обратным результатам: мы потратим деньги, но радости это не добавит никому, просто будет поставлена «галочка», - отметил Панов.

Между тем, депутат обратил внимание на положительные примеры, значительное число которых показывают города. Так, в Севастополе благодаря активной поддержке координатора взаимодействие с гражданами при реализации проекта было очень высокое, рассказал Панов. «В Город Княгинино Нижегородской области то же самое – координация и взаимодействие с жителями очень высоки, и по сути, парк стал местом, куда и администрация практически каждый день выходила, проверяла, и жители были в курсе того, что происходит. И они сделали безупречный фонтан. Очень красивый скверик сделали в городе Уварово. Ессентуки – тоже очень красивый парк», - перечислил Панов.

По его мнению, таким образом, «если говорить об эмоциональной составляющей проекта – он прекрасен». «Мы все знаем природу человека: мы легко объединяемся против чего-то. Но всегда очень сложно объединиться за что-то. Так вот Партия в городах, особенно в малых городах является как раз тем, вокруг чего можно объединиться. И у каждого координатора есть возможность объединить городское сообщество и по-настоящему создать красивый, положительный пример того, как нужно работать с обществом, как сделать так, чтобы люди восприняли парк как подарок и гордость города», - заключил Панов.

Организованные фракцией «ЕДИНАЯ РОССИЯ» общественные слушания стали очередными в серии фракционных мероприятий по обсуждению приоритетных разделов бюджета. Ранее состоялись обсуждения в таком же формате по вопросам поддержки села и развития социальной сферы. В том числе поднимались вопросы сохранения финансирования АПК на уровне не ниже прошлого года и поддержки отраслевых аграрных вузов на общественных слушаниях. А также значимые социальные вопросы – индексация пенсий, строительство и реконструкцию домов престарелых и многие другие. Накануне в Государственной Думе состоялся круглый стол «Здравоохранение в проекте бюджета на 2018 – 2020 гг. – оптимизация или развитие?».

Ранее, 27 сентября, Президент РФ Владимир Путин поручил Правительству РФ добавить средства федерального бюджета на финансирование программы по благоустройству городов. По его словам, речь идет о создании современной городской среды, обустройстве общественных парков, музеев, мест отдыха, а также о дополнительной поддержке таких проектов в малых и исторических городах», что важно для восстановления и сбережения «национальной памяти».

Напомним, что «ЕДИНАЯ РОССИЯ» активно реализует партпроекты «Городская среда», «Управдом», «Школа грамотного потребителя», «Парки малых городов» и т.д., которые направлены на благоустройство и повышение уровня жизни граждан. В частности, на партпроект «Городская среда» было выделено 41,5 млрд рублей, включая 16 млрд регионального софинансирования. Реализация проекта происходит при непосредственном участии жителей на всех этапах – от выбора объекта благоустройства и проектирования работ до непосредственной реализации соответствующего проекта, общественного контроля за ходом работ и их результатами.