Список депутатов Госдумы VIII созыва
Фракция Новости Мероприятия Медиа Пресс-служба
ГлавнаяНовости

Борис Грызлов:"Сегодня профессия военного моряка, морского офицера вновь обретает должный статус"

Выступление Председателя Государственной Думы Бориса Грызлова на борту тяжелого атомного ракетного крейсера «Петр Великий», г. Североморск

 

Уважаемые товарищи!



Поздравляю вас с наступающим праздником – днем 23 февраля, Днем защитника Отечества, Днем армии и флота! Судьба российского флота неотделима от судьбы государства Российского. Сила и мощь России, ее авторитет в мире всегда зависела от того внимания, которое уделялось развитию военно-морских сил. Историю страны можно оценивать по таким событиям, как вступление в состав флота вашего корабля – тяжелого атомного ракетного крейсера «Петр Великий».

Уже победы петровского времени поставили молодой русский флот вровень с лучшими военно-морскими силами мира. Всемирное восхищение заслужили стойкость, упорство, патриотизм наших военных моряков. Хотя Россия стала признанной морской державой позже, чем другие великие державы, тем заметнее результаты, которых наша Родина достигла в самое короткое время – короткое не только по историческим, но и по любым другим меркам. Простой перечень военных, географических, технических достижений российского флота доказывает это самым убедительным образом. Такое умение решать сложнейшие задачи, вера в себя и свою страну должны быть востребованы и сегодня.

90-е годы стали крайне сложным историческим периодом для ВМФ России. Достаточно напомнить, что с 1996 и по 2000 год для него не было заложено ни одного корабля. Могут ли подобные годы быть примером для развития страны? Не могут ни в коем случае.

Но никто не вправе забывать, что и в это время проявились самые лучшие качества людей, посвятивших свою жизнь защите Родины. И проявились не в меньшей степени, чем в другие периоды. Тем, кто служил и служит на «Петре Великом», это хорошо известно.

Сегодня профессия военного моряка, морского офицера вновь обретает должный статус. У вашей профессии, без всякого преувеличения, не только славное прошлое, но и славное будущее. Потому что значение защиты безопасности и интересов страны на море будет только возрастать.

Это и гарантии неприкосновенности нашей территории. Достаточно взглянуть на карту, чтобы понять роль надежных морских границ, в том числе полярных, в судьбе страны. Современные военные технологии – это не только возможности, но и вызов. Не будем забывать, что еще в ходе Великой Отечественной войны бои с врагом шли даже у берегов Диксона.

Это и обеспечение стратегического сдерживания, которое в современном мире все в большей степени определяется состоянием и развитием флота.

Это и защита наших экономических интересов. В данной сфере – в том числе в связи с задачами экономического развития Севера, Сибири, Дальнего Востока, задачами второго освоения Северного морского пути, задачами укрепления на Тихом океане – возрастает роль обеспечения безопасности наших коммуникаций, наших стратегических океанских маршрутов. Возможно, эту связь еще предстоит осознать обществу в полной мере – но в наших интересах, чтобы такое осознание произошло как можно быстрее.

Обороноспособность в современном мире стоит дорого. Но любая попытка сэкономить на ней обойдется еще дороже. Необходимо тщательно просчитывать оборонные расходы и стремиться к их максимальной эффективности – именно из такой позиции исходят депутаты Государственной Думы четвертого созыва.

Очень важно, чтобы в случае любых недружественных действий любого государства Россия была способна ответить адекватными мерами. Симметричными или ассиметричными, но в полной мере адекватными.

Последние события, связанные с намерением Североатлантического альянса разместить элементы системы противоракетной обороны в странах Центральной Европы – лишь один из сценариев таких недружественных действий. А мы должны быть готовы к любому сценарию.

В международном диалоге мощь армии и флота остается исключительно важным и незаменимым фактором. Альтернатива ее развитию – только сдача собственных позиций. Для нас такая «альтернатива» неприемлема.

Опыт конца 80-х – начала 90-х годов должен научить российское общество раз и навсегда: обязательства по отношению к нам будут соблюдаться, если мы будем отстаивать свое право быть сильными. Приближение объектов НАТО к рубежам России, точно так же, как попытки одностороннего силового решения сложных международных вопросов не дают оснований для того, чтобы поверить в глобальное дружелюбие.

Понятно, что упрощенная логика гонки вооружений себя не оправдывает. Но и сокращение расходов на армию – это не тот путь, которым надо решать, например, проблемы ЖКХ.

Мы обязаны поддерживать оборонные расходы на должном уровне, и, кроме того, обязаны стремиться осуществлять их более качественно, более просчитанно, чем другие страны. Именно в этом наши главные возможности повышения обороноспособности.

Сегодня требуется комплексное, системное развитие высоких технологий оборонного значения. Такое развитие прежде всего требует, чтобы эти технологии не оставались просто разработками, а находили свое отражение в результатах выполнения госзаказа, в поступлении новой техники, новых вооружений. Результаты НИОКР должны становиться серийными закупками.

Кстати, именно флот всегда находился на первых рубежах развития новых технологий. Причем многие из них практически сразу же получали развитие не только в оборонном, но и в гражданском секторе. Эту связь тоже необходимо обеспечить.

В целом, только постоянно развивая технологическую составляющую, мы будем иметь необходимые ресурсы для защиты интересов России.

В этой связи депутаты Государственной Думы действующего созыва ставят перед собой задачу обеспечить и абсолютное увеличение расходов на модернизацию Вооруженных Сил, и увеличение относительной доли этих расходов. Эта задача поставлена не вчера, и она планомерно решается в ходе бюджетного процесса.

В плане абсолютного увеличения, при работе над проектом бюджета на 2006 год депутаты настояли на пересмотре макроэкономического прогноза и на соответствующем увеличении доходов и расходов федерального бюджета. Это отразилось в том числе и на расходах оборонного назначения.

Что касается доли средств, то в ближайшее время необходимо выйти на соотношение расходов развития и расходов текущего содержания 50 на 50.

В 2006 году на развитие было направлено 44 процента военного бюджета, и, по планам Министерства обороны, половина расходов будет направлена на развитие Вооруженных Сил в 2011 году. Безусловно, мы рассматриваем варианты того, чтобы ускорить темпы увеличения доли расходов на развитие. Рост ВВП, а оборонные расходы в последние годы составляют 2,6 – 2,8 процента от ВВП, дает такую возможность.

Сама постановка соответствующих задач показывает, что период «латания дыр», может быть, лучше сказать, «затыкания пробоин», завершился. Об этом свидетельствуют и дальние морские походы, и учения морских стратегических ядерных сил. Переход от стабилизации к развитию в экономике отразился на всех сферах жизни страны.

Именно поэтому существующие планы надо рассматривать как задачу-минимум, как основу для дальнейшего укрепления обороноспособности.

В рамках Государственной программы вооружения должно быть заменено около 45 процентов боевой техники, для флота должен быть построен 31 корабль. Планируется серийное строительство новых ракетных подводных лодок стратегического назначения (проекта 955/955А). Современные образцы и системы вооружений по ракетным подводным лодкам стратегического назначения и, кроме того, по пусковым установкам РВСН должны составить до 80 процентов.

Эти планы вполне реализуемы в условиях политической стабильности и последовательных действий государства, которые мы связываем с продолжением курса Президента. Такой последовательности требуют и Государственная программа вооружения – примерно пять триллионов рублей до 2015 года, и ФЦП «Развитие оборонно-промышленного комплекса на период 2007 – 2010 годов и на период до 2015 года».

Такой последовательности требуют и программы действий по решению социальных вопросов военнослужащих, которые уже начали работать. В 2007 и 2008 годах запланировано повысить денежное довольствие дважды на 15 процентов. Только по одной из жилищных программ (программе «15 плюс 15», разработанной по инициативе Президента), в 2006 и 2007 годах в пяти субъектах федерации планируется ввести более 18 тысяч квартир для военнослужащих. Сейчас, в том числе в связи с предстоящим рассмотрением бюджета, в Государственной Думе рассматриваются и другие предложения по решению жилищных и иных социальных вопросов военнослужащих.

Социальные гарантии тесно связаны с такими задачами, как передача опыта новому поколению офицеров, постоянное повышение качества военного образования. Они неотделимы от цели перехода к новым принципам комплектования. Сейчас ставится задача перевода на профессиональную основу всех сержантов и старшин, всех экипажей надводных кораблей. К 2008 году на профессиональную основу планируется перевести все экипажи атомных подводных лодок.

Надо учитывать, что все это осуществляется в условиях сокращения срока службы по призыву и в условиях общего сокращения численности военнослужащих – до миллиона в 2015 году.

Это значит, что вопросы военного образования, социальных гарантий и многие другие должны быть тесно увязаны друг с другом, в том числе и на законодательном уровне.

Депутаты готовы к этой работе, и будут вести ее совместно с исполнительной властью.

Учитывая специфику оборонных расходов и законодательства о деятельности Вооруженных Сил, они всегда являются полем для сотрудничества ветвей власти. Здесь не должно быть места односторонним и несогласованным решениям. Поддержка армии и флота – не узковедомственный, а общенациональный вопрос, от которого зависит будущее России.