Список депутатов Госдумы VIII созыва
Фракция Новости Мероприятия Медиа Пресс-служба
ГлавнаяНовости

Алексей Сигуткин:"Цель законопроекта - создать наиболее удобный для военнослужащих и более эффективный правовой механизм реализации ими права на жилищное обеспечение"

Первый заместитель  Председателя Комитета Госдумы по обороне Алексей Сигуткин прокомментировал проект федерального закона «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления военнослужащими права на жилище»:
Известно, что проблема жилищного обеспечения военнослужащих является наболевшей. Информация о любых предложениях по ее разрешению носит резонансный характер, находит быстрый и живой отклик в обществе. В этой связи представляется важным, чтобы эта информация носила достоверный характер, не искажала действительные факты.
Не так давно в СМИ прошла информация, что авторы проекта федерального закона «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления военнослужащими права на жилище» (А. Сигуткин, М. Бабич, А. Головотюк) планируют лишить военнослужащих последних надежд на достойное жилищное обеспечение. Данная информация была подана на основе эмоциональной критики представителями Общественной палаты.
Поскольку не точная интерпретация положений указанного законопроекта и целей, которые поставили перед собою его авторы, может привести к необоснованному возбуждению недовольства в обществе и росту протестных настроений, полагаем необходимым прокомментировать высказанные на законопроект замечания.
В СМИ утверждается, что законопроект «сужает круг лиц, наделенных правом на жилище» и исключает из него членов семьей военнослужащих. Между тем в предлагаемой законопроектом редакции пункта 4 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» предусмотрено, что предоставление военнослужащим служебных жилых помещений и жилых помещений в собственность осуществляется «с учетом состава семьи, наличия права на дополнительную жилую площадь, иных требований по жилищному обеспечению граждан, установленных законодательством Российской Федерации, по нормам предоставления площади жилого помещения в размерах не менее (по общей площади жилого помещения): 33 квадратных метра – для одиноких; 42 квадратных метра – на семью из 2 человек; по 18 квадратных метров на человека – при численности семьи 3 человека и более». Как очевидно, законопроект в этой части не только не ухудшает прав военнослужащих, но и предусматривает законодательное установление нормативов жилищного обеспечения, которых в действующих законодательных актах нет. Представляется, что данная норма позволит повысить уровень правовых гарантий достойного жилищного обеспечения военнослужащих и прежде всего тех, кто проживает в отдаленных и дотационных регионах России.
По вопросу о снятии запрета на увольнение с военной службы военнослужащих, семьи которых не обеспечены жильем для постоянного проживания. В настоящее время в Вооруженных Силах более 20 тысяч военнослужащих, нуждающихся в жилищном обеспечении, которые по установленным законом основаниям подлежат увольнению с военной службы, но не могут быть уволены ввиду отсутствия их согласия. Зачастую на практике таких военнослужащих освобождают от исполнения обязанностей по должности, в связи с чем существенно сокращается размер осуществляемых им денежных выплат. Легально зарабатывать в другом месте такие военнослужащие не будучи уволенными с военной службы не могут. Нередко у них вообще нет возможности для дополнительного заработка, пусть и не вполне легального, ввиду изолированности воинских гарнизонов и удаленности от других населенных пунктов.
Вопрос предоставления жилья таким военнослужащим может разрешаться годами. Нахождение их в воинских коллективах оказывает негативное влияние на сослуживцев, настроения и состояние дисциплины в воинских коллективах.
В Государственную Думу поступает большое количество обращений от доведенных таким положением до отчаяния военнослужащих, которые не видят из него для себя выхода. Нередко военнослужащие, прежде всего проходящие службу в отдаленных гарнизонах, не выдерживают длительного ожидания и вынужденно дают согласие на увольнение с военной службы, чтобы иметь возможность вместе с членами своей семьи начать полноценную гражданскую жизнь. Но такое решение, коль скоро оно является их выбором, ставит военнослужащих перед необходимостью самостоятельно искать где жить, и, как правило, сопряжено для них с дополнительными финансовыми расходами и бытовой неустроенностью.
С другой стороны запрет на увольнение с военной службы не обеспеченных жильем военнослужащих зачастую рассматривается ими как способ ускорения решения своей жилищной проблемы. Далеко не единичны случаи, когда военнослужащие сознательно изыскивают возможности к тому, чтобы у них возникли основания для увольнения с военной службы, в том числе отказываются от назначения на воинские должности при проведении организационно-штатных мероприятий.
Уже многим очевидно, что запрет на увольнение с военной службы не обеспеченных жильем военнослужащих сам по себе не решает задачу жилищного обеспечения военнослужащих. Количество предоставляемого государством военнослужащим жилья в этой связи не увеличивается. В то же время государство осуществляет неэффективные расходы на денежные выплаты и предоставление социальных льгот военнослужащим, подлежащим увольнению и фактически уже не выполняющим обязанности на воинских должностях, обеспечение их положенными видами довольствия. Военнослужащие мотивируются к более раннему завершению прохождения военной службы, что усиливает нежелательный отток кадрового состава из Вооруженных Сил.
В качестве возможного способа разрешения указанной проблемы авторы законопроекта предложили установить следующее. При отсутствии возможности предоставить военнослужащим, подлежащим увольнению с военной службы, жилье для постоянного проживания в избранном месте жительства соответствующие ведомства обязаны в указанных местах арендовать для них жилье на срок до исполнения обязательств по жилищному обеспечению. Оплата такого жилья должна осуществляться за счет средств федерального бюджета. Представляется, что такое предложение могло бы устроить военнослужащих, и прежде всего тех, кто в настоящее время находится в отдаленных воинских гарнизонах и не согласен на жилищное обеспечение посредством получения государственного сертификата. В этой связи утверждение о сознательном умалении жилищных прав военнослужащих является, как минимум, не корректным.
Означает ли изложенное, что авторы законопроекта полагают названные и другие положения законопроекта не подлежащими обсуждению, критике и изменению. Безусловно нет. Иначе законопроект не проходил бы неоднократных и длительных процедур согласования. Достаточно заметить, что внесен законопроект в Государственную Думу в конце июля 2005 года, но до настоящего времени все еще не рекомендован к рассмотрению в первом чтении. Над ним в настоящее время работает созданная Комитетом по обороне рабочая группа. Положения законопроекта и поступившие предложения всесторонне рассматриваются на соответствие цели, которую сформулировали перед законопроектом его авторы: создать наиболее удобный в современных условиях для военнослужащих и более эффективный, чем ныне существующий, правовой механизм реализации ими права на жилищное обеспечение. К сожалению замечания и предложения Общественной палаты, которые могли бы быть так же рассмотрены в Комитете по обороне ранее и до настоящего времени не поступали.
Следует выразить сожален6ие по поводу поспешности выводов, сделанных подкомиссией Общественной палаты. Это могло стать следствием недостаточной информированности ее членов. К сожалению за разъяснениями по законопроекту и проводимой с ним работе в Комитет по обороне и к автором законопроекта никто не обратился. Да и интерес со стороны Общественной палаты к законопроекту почему-то появился лишь спустя два года после его внесения в Госдуму и совпал с предстоящей ротацией членов Общественной палаты. Хочется верить, что поводом для эмоциональных и громких заявлений в прессы явилось действительное желание защитить права военнослужащих, а не предстоящая ротация членов Общественной палаты.
«Выражаем членам Общественной палаты пожелание большей взвешенности, меньшей поспешности и популизма в выводах и суждениях, а также приглашаем их к более тесному взаимодействию в текущей законопроектной работе Комитета по обороне », - в завершении сказал Сигуткин.

Пресс-служба