Выступление Председателя Государственной Думы ФС РФ Бориса Грызлова на встрече с руководителями законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации 12 декабря 2008 года
Уважаемые коллеги!
Еще раз хотел бы обратить внимание всех, что сегодня исполняется 15 лет российской Конституции. За это время, достаточно короткое по историческим меркам, наш основной закон стал прочной и надежной опорой политического, экономического и социального развития России.
Так произошло неслучайно. Ведь наш основной закон - первая Конституция за всю историю России, которая была принята всенародным голосованием. Это было ответственное и осознанное решение народа, решение граждан России.
Вспомним, что в 1993 году страна стояла, фактически, на грани гражданской войны. Такая угроза была преодолена, была побеждена благодаря тому, что Конституция создала эффективные механизмы государственной власти, и они были востребованы.
Реализуя конституционные полномочия, Владимир Владимирович Путин сформулировал курс, который принес нашей стране успех. Сегодня Президент России Дмитрий Анатольевич Медведев продолжает этот курс. Три ветви власти эффективно взаимодействуют между собой, опираясь на нормы, принципы и гарантии, закрепленные в Конституции.
За прошедшие годы был обеспечен быстрый экономический рост, и это позволило значительно повысить качество жизни наших граждан в каком бы субъекте Федерации они ни жили.
Мы будем продолжать начатую работу, и ничто нас не заставит отказаться от этой основополагающей цели, которая заложена в "Стратегии 2020".
Одним из основных итогов последних лет стал еще и тот факт, что Россия вернула свои позиции в мире и продолжает укреплять их. Россия не бросает своих друзей и союзников. Мы готовы к диалогу и сотрудничеству со всеми странами мира, но при простом и понятном условии - не за счет наших граждан, не за счет нашего суверенитета.
Общая задача - беречь конституционный строй, устойчивость развития страны. Это значит, не просто сохранять, но и развивать правовые механизмы. В этом году в соответствии с конституционной процедурой мы приняли законы о поправках к Конституции Российской Федерации. Инициативы увеличить сроки полномочий Государственной Думы и главы государства, а также усилить парламентский контроль за работой Правительства прозвучали в Послании Федеральному Собранию, и они реализуются. Цель поправок очевидна - повысить эффективность политической системы, обеспечить дополнительные гарантии устойчивости политического процесса. Надеюсь, что депутаты органов законодательной власти субъектов Федерации исходят именно из этого, когда принимают решение об одобрении предложенных Президентом поправок к основному закону страны.
Хочу особо подчеркнуть, именно в последние годы, в начале XXI века, был завершен процесс создания основополагающих законодательных актов нашей России. Приняты многие федеральные конституционные законы, которые в 1990-х годах было невозможно принять из-за раскола общества. Сейчас российское общество консолидировано, и в этом достижении большую роль сыграли буква и дух Конституции Российской Федерации.
Уважаемые коллеги!
Сегодня все страны столкнулись с глобальным экономическим кризисом. Это далеко не первый вызов для России, и мы сумеем дать на него самый достойный ответ. Предстоит сложная и ответственная работа, которая предъявляет повышенные требования к каждому из нас.
Убежден, что наша страна может и должна выйти из мирового кризиса более сильной. Кризис заставляет всех работать намного быстрее и эффективнее. А значит, мы быстрее и эффективнее должны достигать наши стратегические цели - чтобы граждане России жили лучше, чтобы наша экономика была мировым лидером инновационного развития.
Это цели. А текущие, ближайшие задачи связаны, безусловно, с преодолением последствий мирового экономического кризиса. Нужно сделать все, чтобы защитить российские предприятия, российских граждан. Понятно, что от законодательной власти и на федеральном, и на региональном уровне будет зависеть очень многое.
Депутаты Государственной Думы обеспечивают принятие необходимых экстренных законодательных мер. Таких федеральных законов в ходе осенней сессии принят целый пакет. В их числе - о дополнительных мерах поддержки российской финансовой системы, об увеличении до 700 тысяч рублей размера застрахованной суммы банковского вклада гражданина, о наделении Банка России правом участвовать в торгах на фондовом рынке.
Кроме того, существенно модернизировано налоговое законодательство. Так, в два раза - до 2 миллионов рублей - увеличена сумма, с которой исчисляется налоговый вычет для приобретающих жилье, оптимизирован порядок исчисления НДС по авансовым платежам, вырос размер амортизационной премии с 10 до 30 процентов, на четыре процента снижена ставка налога на прибыль.
Кстати, это снижение произведено за счет федеральной части налога. Надеюсь, что и в регионах будут приняты такие решения, которые могут снизить и региональную составляющую налога на прибыль. Также думаю, что в регионах могут обсудить вопрос по снижению до пяти процентов ставки в рамках "упрощенки" для малого бизнеса. Вы знаете, что ситуация в экономике сложная, и это нужно сделать, чтобы поддержать бизнес, оставить в его распоряжении больше свободных денег. Будет прибыль - будет развитие, будут рабочие места.
Вообще поддержка малого бизнеса - одна из центральных антикризисных задач. Сейчас не то время, когда можно говорит, что с него якобы недособираются какие-то налоги. Сейчас нужно создавать максимально благоприятные условия для создания и ведения малого бизнеса, и думать об этом должны в каждом регионе.
Думаю, что вы прекрасно представляете себе, что в ближайшее время нам необходимо создавать новые рабочие места. И я думаю, именно места, создаваемые в малом бизнесе, и будут теми рабочими местами, которые позволят отрегулировать возможную ситуацию, связанную с сокращением производства на крупных предприятиях. И надо дать максимальную свободу малому бизнесу, начиная с вопросов регистрации, продолжая вопросами, касающимися налогообложения и проверок, которые замучили малый бизнес.
Я с призывом обращаюсь, в том числе и к работникам контролирующих органов - оставьте в покое малый бизнес, он дает рабочие места нашим гражданам. Иначе самим этим контролирующим органам придется создавать эти рабочие места, потому что их уволят, нечем будет им платить из бюджета.
Законодательная антикризисная работа в Государственной Думе продолжается. Например, сегодня Государственная Дума рассматривает законопроект, уравнивающий в правах на получение пособий по безработице тех, кто вынужден уйти по собственному желанию, с уволенными по сокращению штатов. Кроме того, законопроектом предлагается повысить роль Правительства в регулировании рынка труда. И это особенно важно для регионов, которым переданы полномочия по содействию занятости населения. В результате на федеральном уровне можно будет принимать дополнительные меры в этой сфере.
Напомню, что во время программы "Разговор с Владимиром Путиным" Председатель Правительства говорил о необходимости разработки и реализации в кратчайшие сроки на региональном и местном уровнях комплекса мер в сфере занятости. Среди них - спасение рабочих мест, создание условий для переквалификации, расширение возможности внутренней трудовой миграции, организация общественных работ, старт проектов по развитию инфраструктуры территорий. В решении этих задач надо объединить усилия органов власти всех уровней. И конечно, мы готовы оказывать содействие коллегам-парламентариям в регионах.
Подчеркну, антикризисная работа депутатов Государственной Думы не ограничивается только принятием законов. Перед каждым депутатом фракции парламентского большинства я поставил задачу организовать постоянный мониторинг ситуации в регионе его депутатской ответственности. Собирается и обобщается информация, анализируются конкретные проблемы предприятий, проводятся встречи с людьми. Такой мониторинг исключительно важен для нашей общей работы. Мы рассчитываем на конструктивное сотрудничество с законодательными органами власти субъектов Федерации и на вашу помощь.
В целом качество взаимодействия органов законодательной власти - это одна из наболевших проблем. В нашей палате Федерального Собрания достаточно внимательно относятся к законопроектам, поступающим из регионов. Однако результаты нашего взаимодействия в этой сфере пока не могут удовлетворить ни нас - депутатов Государственной Думы, ни вас - депутатов законодательных органов субъектов Российской Федерации.
Причин не очень высокого КПД довольно много, и вы о них хорошо знаете. Нередко мы вынуждены возвращать законопроекты в связи с тем, что не соблюдены в полном объеме нормы Конституции и Регламента Государственной Думы. Некоторые законодательные инициативы при всей их обоснованности опережают время. Реализации других мешают весомые политические, экономические и финансовые обстоятельства.
Наша с вами общая задача - добиться, чтобы осуществление конституционного права законодательной инициативы, которым обладают региональные законодательные собрания, давало более весомый результат для развития страны. На это обратил внимание в своем первом Послании Федеральному Собранию Президент России Дмитрий Медведев, об это неоднократно говорил Председатель Правительства Владимир Путин, это соответствует интересам всех наших избирателей.
В Государственной Думе разработан целый комплекс конкретных мер, к которым, я считаю важным привлечь ваше внимание.
Во-первых, в настоящее время органы законодательной власти субъектов Федерации имеют реальную возможность получить экспертную юридическую поддержку еще до внесения своих законопроектов в Думу. Мы усиливаем эту работу и в Аппарате Государственной Думы, и в Аппарате фракции "Единая Россия".
Я призываю вас более активно использовать этот ресурс. Тем более, статистика показывает, что он востребован. Если за весь 2007 год к нам поступило всего шесть обращений из регионов, то в текущем году региональные законодатели обратились за предварительной консультацией в Государственную Думу уже более чем по 80 законопроектам.
Во-вторых, по инициативе Государственной Думы сейчас создается Единая государственная автоматизированная система обеспечения законодательной деятельности Федерального Собрания Российской Федерации и органов законодательной власти субъектов Российской Федерации. Речь идет о внедрении в нашу общую работу современных информационных технологий. По существу, мы с вами уже в ближайшем будущем сможем вести активный "электронный диалог" в федеральном законодательном процессе. Это важный шаг к полноценному электронному документообороту между органами государственной власти, переход на который предусмотрен стратегией развития информационного общества в Российской Федерации.
В-третьих, сегодня я хотел бы сказать еще об одной важной инициативе. При всем при том, что Совет Федерации будет и дальше через Совет законодателей осуществлять свою роль координатора региональных законодательных инициатив, целесообразно и развить механизм взаимодействия региональных законодательных органов власти с Государственной Думой.
Думаю, что это обоюдно интересное предложение. Мы можем существенно повысить уровень и качество вносимых законопроектов. И вот такую форму некой ассамблеи законодательных органов власти, думаю, что при Государственной Думе целесообразно создать. В ваших сегодняшних выступлениях, я думаю, вы дадите оценку этого предложения. Если это предложение будет принято, то мы с Аппаратом Государственной Думы сумеем найти форму реализации этой идеи.
Спасибо за внимание. Ещё раз с праздником, с Днем Конституции!
Еще раз хотел бы обратить внимание всех, что сегодня исполняется 15 лет российской Конституции. За это время, достаточно короткое по историческим меркам, наш основной закон стал прочной и надежной опорой политического, экономического и социального развития России.
Так произошло неслучайно. Ведь наш основной закон - первая Конституция за всю историю России, которая была принята всенародным голосованием. Это было ответственное и осознанное решение народа, решение граждан России.
Вспомним, что в 1993 году страна стояла, фактически, на грани гражданской войны. Такая угроза была преодолена, была побеждена благодаря тому, что Конституция создала эффективные механизмы государственной власти, и они были востребованы.
Реализуя конституционные полномочия, Владимир Владимирович Путин сформулировал курс, который принес нашей стране успех. Сегодня Президент России Дмитрий Анатольевич Медведев продолжает этот курс. Три ветви власти эффективно взаимодействуют между собой, опираясь на нормы, принципы и гарантии, закрепленные в Конституции.
За прошедшие годы был обеспечен быстрый экономический рост, и это позволило значительно повысить качество жизни наших граждан в каком бы субъекте Федерации они ни жили.
Мы будем продолжать начатую работу, и ничто нас не заставит отказаться от этой основополагающей цели, которая заложена в "Стратегии 2020".
Одним из основных итогов последних лет стал еще и тот факт, что Россия вернула свои позиции в мире и продолжает укреплять их. Россия не бросает своих друзей и союзников. Мы готовы к диалогу и сотрудничеству со всеми странами мира, но при простом и понятном условии - не за счет наших граждан, не за счет нашего суверенитета.
Общая задача - беречь конституционный строй, устойчивость развития страны. Это значит, не просто сохранять, но и развивать правовые механизмы. В этом году в соответствии с конституционной процедурой мы приняли законы о поправках к Конституции Российской Федерации. Инициативы увеличить сроки полномочий Государственной Думы и главы государства, а также усилить парламентский контроль за работой Правительства прозвучали в Послании Федеральному Собранию, и они реализуются. Цель поправок очевидна - повысить эффективность политической системы, обеспечить дополнительные гарантии устойчивости политического процесса. Надеюсь, что депутаты органов законодательной власти субъектов Федерации исходят именно из этого, когда принимают решение об одобрении предложенных Президентом поправок к основному закону страны.
Хочу особо подчеркнуть, именно в последние годы, в начале XXI века, был завершен процесс создания основополагающих законодательных актов нашей России. Приняты многие федеральные конституционные законы, которые в 1990-х годах было невозможно принять из-за раскола общества. Сейчас российское общество консолидировано, и в этом достижении большую роль сыграли буква и дух Конституции Российской Федерации.
Уважаемые коллеги!
Сегодня все страны столкнулись с глобальным экономическим кризисом. Это далеко не первый вызов для России, и мы сумеем дать на него самый достойный ответ. Предстоит сложная и ответственная работа, которая предъявляет повышенные требования к каждому из нас.
Убежден, что наша страна может и должна выйти из мирового кризиса более сильной. Кризис заставляет всех работать намного быстрее и эффективнее. А значит, мы быстрее и эффективнее должны достигать наши стратегические цели - чтобы граждане России жили лучше, чтобы наша экономика была мировым лидером инновационного развития.
Это цели. А текущие, ближайшие задачи связаны, безусловно, с преодолением последствий мирового экономического кризиса. Нужно сделать все, чтобы защитить российские предприятия, российских граждан. Понятно, что от законодательной власти и на федеральном, и на региональном уровне будет зависеть очень многое.
Депутаты Государственной Думы обеспечивают принятие необходимых экстренных законодательных мер. Таких федеральных законов в ходе осенней сессии принят целый пакет. В их числе - о дополнительных мерах поддержки российской финансовой системы, об увеличении до 700 тысяч рублей размера застрахованной суммы банковского вклада гражданина, о наделении Банка России правом участвовать в торгах на фондовом рынке.
Кроме того, существенно модернизировано налоговое законодательство. Так, в два раза - до 2 миллионов рублей - увеличена сумма, с которой исчисляется налоговый вычет для приобретающих жилье, оптимизирован порядок исчисления НДС по авансовым платежам, вырос размер амортизационной премии с 10 до 30 процентов, на четыре процента снижена ставка налога на прибыль.
Кстати, это снижение произведено за счет федеральной части налога. Надеюсь, что и в регионах будут приняты такие решения, которые могут снизить и региональную составляющую налога на прибыль. Также думаю, что в регионах могут обсудить вопрос по снижению до пяти процентов ставки в рамках "упрощенки" для малого бизнеса. Вы знаете, что ситуация в экономике сложная, и это нужно сделать, чтобы поддержать бизнес, оставить в его распоряжении больше свободных денег. Будет прибыль - будет развитие, будут рабочие места.
Вообще поддержка малого бизнеса - одна из центральных антикризисных задач. Сейчас не то время, когда можно говорит, что с него якобы недособираются какие-то налоги. Сейчас нужно создавать максимально благоприятные условия для создания и ведения малого бизнеса, и думать об этом должны в каждом регионе.
Думаю, что вы прекрасно представляете себе, что в ближайшее время нам необходимо создавать новые рабочие места. И я думаю, именно места, создаваемые в малом бизнесе, и будут теми рабочими местами, которые позволят отрегулировать возможную ситуацию, связанную с сокращением производства на крупных предприятиях. И надо дать максимальную свободу малому бизнесу, начиная с вопросов регистрации, продолжая вопросами, касающимися налогообложения и проверок, которые замучили малый бизнес.
Я с призывом обращаюсь, в том числе и к работникам контролирующих органов - оставьте в покое малый бизнес, он дает рабочие места нашим гражданам. Иначе самим этим контролирующим органам придется создавать эти рабочие места, потому что их уволят, нечем будет им платить из бюджета.
Законодательная антикризисная работа в Государственной Думе продолжается. Например, сегодня Государственная Дума рассматривает законопроект, уравнивающий в правах на получение пособий по безработице тех, кто вынужден уйти по собственному желанию, с уволенными по сокращению штатов. Кроме того, законопроектом предлагается повысить роль Правительства в регулировании рынка труда. И это особенно важно для регионов, которым переданы полномочия по содействию занятости населения. В результате на федеральном уровне можно будет принимать дополнительные меры в этой сфере.
Напомню, что во время программы "Разговор с Владимиром Путиным" Председатель Правительства говорил о необходимости разработки и реализации в кратчайшие сроки на региональном и местном уровнях комплекса мер в сфере занятости. Среди них - спасение рабочих мест, создание условий для переквалификации, расширение возможности внутренней трудовой миграции, организация общественных работ, старт проектов по развитию инфраструктуры территорий. В решении этих задач надо объединить усилия органов власти всех уровней. И конечно, мы готовы оказывать содействие коллегам-парламентариям в регионах.
Подчеркну, антикризисная работа депутатов Государственной Думы не ограничивается только принятием законов. Перед каждым депутатом фракции парламентского большинства я поставил задачу организовать постоянный мониторинг ситуации в регионе его депутатской ответственности. Собирается и обобщается информация, анализируются конкретные проблемы предприятий, проводятся встречи с людьми. Такой мониторинг исключительно важен для нашей общей работы. Мы рассчитываем на конструктивное сотрудничество с законодательными органами власти субъектов Федерации и на вашу помощь.
В целом качество взаимодействия органов законодательной власти - это одна из наболевших проблем. В нашей палате Федерального Собрания достаточно внимательно относятся к законопроектам, поступающим из регионов. Однако результаты нашего взаимодействия в этой сфере пока не могут удовлетворить ни нас - депутатов Государственной Думы, ни вас - депутатов законодательных органов субъектов Российской Федерации.
Причин не очень высокого КПД довольно много, и вы о них хорошо знаете. Нередко мы вынуждены возвращать законопроекты в связи с тем, что не соблюдены в полном объеме нормы Конституции и Регламента Государственной Думы. Некоторые законодательные инициативы при всей их обоснованности опережают время. Реализации других мешают весомые политические, экономические и финансовые обстоятельства.
Наша с вами общая задача - добиться, чтобы осуществление конституционного права законодательной инициативы, которым обладают региональные законодательные собрания, давало более весомый результат для развития страны. На это обратил внимание в своем первом Послании Федеральному Собранию Президент России Дмитрий Медведев, об это неоднократно говорил Председатель Правительства Владимир Путин, это соответствует интересам всех наших избирателей.
В Государственной Думе разработан целый комплекс конкретных мер, к которым, я считаю важным привлечь ваше внимание.
Во-первых, в настоящее время органы законодательной власти субъектов Федерации имеют реальную возможность получить экспертную юридическую поддержку еще до внесения своих законопроектов в Думу. Мы усиливаем эту работу и в Аппарате Государственной Думы, и в Аппарате фракции "Единая Россия".
Я призываю вас более активно использовать этот ресурс. Тем более, статистика показывает, что он востребован. Если за весь 2007 год к нам поступило всего шесть обращений из регионов, то в текущем году региональные законодатели обратились за предварительной консультацией в Государственную Думу уже более чем по 80 законопроектам.
Во-вторых, по инициативе Государственной Думы сейчас создается Единая государственная автоматизированная система обеспечения законодательной деятельности Федерального Собрания Российской Федерации и органов законодательной власти субъектов Российской Федерации. Речь идет о внедрении в нашу общую работу современных информационных технологий. По существу, мы с вами уже в ближайшем будущем сможем вести активный "электронный диалог" в федеральном законодательном процессе. Это важный шаг к полноценному электронному документообороту между органами государственной власти, переход на который предусмотрен стратегией развития информационного общества в Российской Федерации.
В-третьих, сегодня я хотел бы сказать еще об одной важной инициативе. При всем при том, что Совет Федерации будет и дальше через Совет законодателей осуществлять свою роль координатора региональных законодательных инициатив, целесообразно и развить механизм взаимодействия региональных законодательных органов власти с Государственной Думой.
Думаю, что это обоюдно интересное предложение. Мы можем существенно повысить уровень и качество вносимых законопроектов. И вот такую форму некой ассамблеи законодательных органов власти, думаю, что при Государственной Думе целесообразно создать. В ваших сегодняшних выступлениях, я думаю, вы дадите оценку этого предложения. Если это предложение будет принято, то мы с Аппаратом Государственной Думы сумеем найти форму реализации этой идеи.
Спасибо за внимание. Ещё раз с праздником, с Днем Конституции!