Список депутатов Госдумы VIII созыва
Фракция Новости Мероприятия Медиа Пресс-служба
ГлавнаяНовости

Никонов: Закон «Об образовании в РФ» требует тонкой настройки

Председатель комитета Госдумы по образованию Вячеслав Никонов в пятницу, 13 сентября, в рамках выступления на пленарном заседании Госдумы рассказал о масштабных планах по развитию всех уровней образования. В частности, он отметил:

«1 сентября вступил в силу закон об образовании – закон, который принимался с большим трудом, вызвал большие споры. Закон заработал, на его основе были приняты законодательные акты в каждом субъекте РФ. Было принято 180 нормативных актов министерства и эта нормотворческая работа продолжается. В то же время совершенно очевидно, что нам необходимо установить очень серьезный контроль над тем, как выполняется закон об образовании, какие там есть возможные ляпы, а они уже сейчас проявляются, с тем, чтобы, действительно, в течение этой сессии провести тонкую настройку закона, чтобы он отвечал самым высоким требованиям современной образовательной мировой политики. В законе много нового, создается новый уровень дошкольного образования, новые стандарты. Комитет по образованию и фракция «Единая Россия» приглашают вас всех принять участие в работе по их выработке. Мы планируем соответствующие парламентские слушания.

Наша начальная школа по последним рейтингам – одна из лучших в мире (в первой тройке). Но также очевидно, что к выпускным классам качество образования снижается. Да, мы согласны, во многом причина - в системе аттестации, в системе ЕГЭ, которая не стимулирует детей к тому, чтобы учиться говорить или учиться писать, не стимулирует к тому, чтобы изучать весь спектр предметов. И мы проводим «круглый стол» по системе аттестации и приглашаем всех в нем принять участие.

Наше высшее образование все еще на очень хорошем уровне. Тот факт, что от нас идет по-прежнему «утечка мозгов», конечно, печален, но это и свидетельство того, что наше высшее образование весьма конкурентоспособно. В этом году мы установили мировой рекорд. 50% выпускников российских школ обеспечены бюджетными местами в вузах РФ. А если взять только тех выпускников, которые сдавали экзамены, то есть собирались поступать в вузы – 80%. Такого нет ни в одной стране мира. По количеству студентов на душу населения мы занимаем первое место в мире. По количеству людей с высшим образованием в категории от 25 до 35 лет – третье место в мире после Японии и Австралии. Но мы также знаем, что качество этого высшего образования далеко не на том уровне, который бы хотелось. Количество вузов в РФ вдвое выше чем в Советском Союзе. И мы также знаем, что некоторые из этих учебных заведений не могут так называться, потому что просто торгуют дипломами. В связи с этим нам не уйти от проблемы аттестации вузов. Комитет по образованию и фракция «Единая Россия» приглашают всех принять участие в подготовке парламентских слушаний о системе аттестации и о том, какие вузы должны продолжать работать, а какие должны прекратить свое существование или слиться с более сильными учебными заведениями.

Закон об образовании создал и новый третий уровень высшего образования – аспирантура. Теперь там надо будет учиться. И это, на мой взгляд, правильно, хотя вызывает большие возражения и у ректорского сообщества и особенно в академии наук. Но все-таки надо признать, что преимущество западной, а теперь и восточной системы образования заключается именно в том, что на аспирантском уровне лучшие профессора начинают учить лучших студентов. И именно там создается то конкурентное преимущество, которое имеют не только американские университеты, но и японские, южно-корейские, сингапурские и т.д. Аспирантский уровень, безусловно надо подтягивать и мы приглашаем всех, чтобы принять участие в обсуждении вопросов стандартов третьего уровня высшего образования.

У нас большие планы в развитии всех уровней образования, но они могут столкнуться с очень большим препятствием в лице недостаточного финансирования. Тот проект Бюджета, который был внесен в Государственную Думу для так называемого «нулевого чтения» на самом деле вызывает очень большие вопросы с точки зрения интересов образования. Федеральные расходы на образование там сокращались приблизительно на 1% ВВП – это огромная сумма. Консолидированный бюджет, хоть и продолжал расти, но на сумму меньшую, чем инфляция. Реально – это сокращение расходов образования. Образованная молодежь – это залог нашего будущего и мы вместе должны сделать все, чтобы этот залог существовал и рос».