Список депутатов Госдумы VIII созыва
Фракция Новости Мероприятия Медиа Пресс-служба
ГлавнаяНовости

Никонов: В образовании катастрофы нет, но есть проблемы, которые нужно решать

В Госдуме состоялся "правительственный час" с участием министра образования и науки Дмитрием Ливановым. Выступая в ходе заседания от имени фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" председатель комитета Госдумы по образования Вячеслав Никонов заявил:

- В современном мире все страны делятся на интеллектуально-достаточные и интеллектуально-дефицитные. Интеллектуальный потенциал нации - это то, что определяет ее судьбу. И это не политика одного ведомства - это политика всего государства, в том числе и законодательная политика.

У "ЕДИНОЙ РОССИИ" много претензий к министерству образования. Для нас очевидно, что у министерства есть достаточно серьезные коммуникационные проблемы, оно недостаточно объясняет людям свою политику. Для нас очевидно, что министерство недостаточно ведет уважительный разговор с образовательным, научным сообществом.

Безусловно, есть претензии к тому, как министерство относится к репутации российских научных и образовательных учреждений, потому что многие из них и едва ли не все оказались в ситуации презумпции неэффективности.

Мы мало слышим от министерства о ценностях, о которых много говорит Президент РФ, готовим ли граждан, а если готовим, то граждан какой страны. Есть претензии к тому, как готовятся нормативные акты министерства в реализацию закона "Об образовании". Но в то же время я совершенно ответственно заявляю, что никакой катастрофы в системе российского образования нет. Есть проблемы, которые можно и нужно решать. Как? В науке государственного управления есть такие понятия, как позитивные мышление, позитивное поведение и деструктивное поведение или мышление. Если коротко, то позитивное - это как сделать или как сделать лучше, а деструктивное - это объяснить, почему не сделано, критикуя кого-то и строя мрачные пророчества. Одно из любимых наших национальных занятий.

Конечно, можно поработать над законом "Об образовании" и сделать его лучше, а можно просто голосовать против него. Можно внести 180 поправок в федеральный закон и в связи с принятием закона "Об образовании", в том числе касающиеся аттестации высших научных кадров, а можно просто проголосовать против.

Можно критиковать отсутствие детских садов в стране, а можно добиться, как "ЕДИНАЯ РОССИЯ", выделения 50 млрд рублей в 2013 году на реализацию этой программы. Можно кричать: "Долой ЕГЭ!", на который уже дети настроились, а можно добиваться того, чтобы сделать его прозрачным, чистым, эффективным и стимулирующим к учебе.

Конечно, мы тоже не в восторге, скажем, от блицкрига реформирования РАН, но можно впрячься и сделать этот закон приемлемым для 350 депутатов и для российского научного сообщества, спасти академию, а можно умыть руки и покинуть зал, чтобы не присутствовать даже при исполнении гимна своей страны.

У нас впереди очень большая проблема, у нас впереди бюджетные битвы, и здесь я действительно вижу серьезную проблему. В этой битве нам нужны союзники.

Я процитирую прошлогоднее Бюджетное послание Президента РФ: "Расходы на образование, науку, инфраструктуру должны быть приоритетными, их доля в общих расходах бюджетной системы Российской Федерации должна увеличиться". Цифры бюджета: 19,1% от ВВП в 2013 году, 18,5% - 2014 год, 18,3% в 2016 году. От расходов федерального бюджета 2013 год - 5,1%, 2014 год - 3,4%, 2015 - 4,1%, 2016 - 3,9%. В консолидированном бюджете, да, расходы слегка увеличиваются, но ниже установленного уровня инфляции. Не может иметь будущего страна, где сокращаются расходы на образование. И министерство здесь безусловный союзник Государственной думы РФ, и мы вместе готовим соответствующие поправки в федеральный бюджет.

Позитивный подход - это прямо высказать критику министру, правительству и работать над выработкой совместной повестки дня. А деструктивный - это требовать отставки и надеяться на то, что следующий министр будет лучше. "Надежды юношей питают".