Список депутатов Госдумы VIII созыва
Фракция Новости Мероприятия Медиа Пресс-служба
ГлавнаяНовости

Николай Говорин: Медицинские организации, которые работают по договорам в сфере ОМС, не вправе отказывать застрахованным лицам в оказании медпомощи

Государственная Дума на заседании во вторник, 24 ноября, приняла в третьем чтении законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» в части финансового обеспечения медицинской помощи, оказываемой федеральными медицинскими организациями.

Выступая по вопросу от фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ», заместитель Председателя комитета Госдумы по охране здоровья Николай Говорин рассказал, как законопроект изменит порядок получения медпомощи для граждан в рамках программы ОМС.

«Фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ» отмечает большую значимость указанного законопроекта, в нем устанавливается обособленное финансирование специализированной и, в том числе, высокотехнологичной медицинской помощи, которая оказывается медицинскими организациями федерального уровня в рамках базовой программы ОМС», - пояснил Говорин.

По словам депутата, «Правительство определит порядок распределения и перераспределения объемов между организациями, а также перечень заболеваний, состояний, при которых она будет оказываться». «Порядок же направлений граждан в федеральные организации будет установлен Минздравом. В результате принятых изменений доступность медицинской помощи в федеральных центрах для застрахованных лиц повысится, поскольку субъекты смогут направлять в них лиц, проживающих на этих территориях. Также в рамках оказания помощи  при обычной специализированной  медицинской помощи бесплатно, не отвлекая средства от субвенций, это будет оплачиваться из федеральных источников», - сказал депутат.

Говорин добавил, что «особенно это актуально и важно для финансирования федеральных клиник, университетских клиник субъектов, для того, чтобы уровень помощи в федеральных центрах был достойным».

«Вторая важная составляющая, которую мы отмечаем – это исполнение поручения Президента по итогам заседания Госсовета от 31 октября 2019 когда о контроле за соблюдением субъектов Российской Федерации. В настоящее время учитываются фактические расходы, которые установлены в размере не менее 0,8%, но и не более 1,1%. Фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ» предлагает уточнить функционал медицинских организаций в современных условиях, регламентировать расходы на ведение дела исключительно по структуре затрат. Очень важно, что законопроектом установлена общая норма, что все медицинские организации, которые работают по договорам в сфере ОМС, не вправе отказывать застрахованным лицам в оказании медицинской помощи в соответствии с программами обязательного медицинского страхования», - заключил депутат.

Заместитель председателя комитета ГД по охране Наталья Санина добавила, что законопроект прошел правовую и лингвистическую экспертизы правового управления аппарата Госдумы.

Законопроектом предлагается возложить на Федеральный фонд обязательного медицинского страхования отдельные полномочия страховщика в части организации оказания и оплаты специализированной, в т.ч. высокотехнологичной, медицинской помощи, оказываемой застрахованным лицам медицинскими организациями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти (медицинскими организациями, функции и полномочия учредителей  в отношении которых осуществляют Правительство РФ или федеральные органы исполнительной власти) в соответствии с едиными требованиями базовой программы обязательного медицинского страхования (далее – специализированная, в т.ч. высокотехнологичная, медицинская помощь).

Порядок установления тарифов на оплату такой медицинской помощи будет устанавливаться Правительством РФ в составе базовой программы ОМС.
Предусматривается ведение Федеральным фондом единого реестра медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, который включает в себя сведения об указанных выше медицинских организациях, подведомственных ФОИВам, и реестры медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования по территориальным программам ОМС.

Медицинская организация, подведомственная ФОИВу, вправе до 1 сентября года, предшествующего году, в котором она намерена осуществлять деятельность в сфере ОМС (для 2021 года - по 25 декабря 2020 г. включительно), направить в Федеральный фонд заявку на распределение ей объемов предоставления специализированной, в т.ч. высокотехнологичной, медицинской помощи, после чего она включается Федеральным фондом в единый реестр медицинских организаций.

Медицинская организация, подведомственная ФОИВу, вправе оказывать первичную медико-санитарную помощь и скорую, в т.ч. скорую специализированную, медицинскую помощь в соответствии с территориальной программой ОМС, а также она вправе оказывать специализированную, в т.ч. высокотехнологичную, медицинскую помощь в соответствии с территориальной программой ОМС в случае распределения ей объемов предоставления медицинской помощи соответствующей комиссией субъекта РФ по разработке территориальной программы ОМС.

Уточняется, что медицинские организации осуществляют свою деятельность в сфере ОМС на основании договоров на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС и (или) договоров на оказание и оплату медицинской помощи в рамках базовой программы ОМС.

В базовой программе ОМС отдельно устанавливаются нормативы объемов предоставления медицинской помощи, оказываемой медицинскими организациями, подведомственными ФОИВам (специализированной, в т.ч. высокотехнологичной, в стационарных условиях и условиях дневного стационара), в расчете на одно застрахованное лицо, нормативы финансовых затрат на единицу объема предоставления указанной медицинской помощи, а также перечень заболеваний, состояний (групп заболеваний, состояний), по которым указанными медицинскими организациями оказывается медицинская помощь. Объемы предоставления такой медицинской помощи распределяются и перераспределяются между медицинскими организациями, подведомственными ФОИВам, с учетом мощностей таких организаций и объемов оказываемой медицинской помощи за счет иных источников финансирования. Порядок распределения и перераспределения указанных объемов устанавливается Правительством РФ.

Информационное обеспечение персонифицированного учета сведений о застрахованных лицах и сведений о медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам, осуществляется посредством государственной информационной системы обязательного медицинского страхования, оператором которой является Федеральный фонд.

Предусматривается уменьшение нормативного размера средств, предоставляемого территориальным фондом ОМС страховой медицинской организации на расходы на ведение дела по обязательному медицинскому страхованию – не менее 0,8% и не более 1,1% от суммы средств, поступивших в страховую медицинскую организацию по дифференцированным подушевым нормативам (в настоящее время – от 1% до 2%).А также продление на 2023 год срока действия положений в части софинансирования расходов медицинских организаций на оплату труда врачей и среднего медицинского персонала (т.е. ликвидации кадрового дефицита в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь), а также в части осуществления денежных выплат стимулирующего характера медицинским работникам за выявление онкологических заболеваний в ходе проведения диспансеризации и профилактических медицинских осмотров населения.

ФЗ вступает в силу с 1 января 2021 года за исключением отдельных положений.