Список депутатов Госдумы VIII созыва
Фракция Новости Мероприятия Медиа Пресс-служба
ГлавнаяНовости

Первый пакет президентских законопроектов в развитие новых положений Конституции прошел второе чтение в Госдуме

Первый пакет президентских законопроектов в развитие новых положений Конституции прошел второе чтение в Госдуме
Государственная Дума на пленарном заседании в среду, 21 октября, приняла во втором – основном - чтении проекты федеральных конституционных законов «О Правительстве Российской Федерации» и «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации», а также поправки в федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации».

Данные законопроекты были внесены на рассмотрение нижней палаты парламента Президентом Российской Федерации.

Выступая с докладом, Председатель комитета Государственной Думы по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников (фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ») отметил, что рассматриваемые законопроекты приводят действующее законодательство о Правительстве, о Конституционном Суде и прокуратуре в соответствие с новыми конституционными положениями.

Парламентарий обратил внимание, что проект федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» – это не поправки в действующий Федеральный конституционный закон о Правительстве, принятый в 1997 году, а новый закон о Правительстве.

Ко второму чтению законопроекта поступило 12 поправок, 4 из них предложены к принятию, 7 – к отклонению, одна поправка была отозвана авторами, сообщил Крашенинников.

В документе прописывается новый порядок формирования кабинета министров. Законопроект также определяет полномочия и направления деятельности Правительства.

По словам Крашенинникова, нормы закона о Правительстве основаны на изменениях Конституции с учетом нового конституционного принципа единства публичной власти. «Данный закон в случае принятия, будет затрагивать не только полномочия Правительства, но и Государственной Думы, и Совета Федерации, и других субъектов публичной власти», - напомнил глава думского комитета.

Изменения в Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» приводят в соответствие с новыми положениями Конституции порядок формирования и полномочия Конституционного Суда.

В ходе подготовки документа ко второму чтению развернулась активная дискуссия, отметил Крашенинников. По его словам, в комитет поступило 34 поправки, 24 из них предложены к принятию, 8 – к отклонению.

Одна из поддержанных поправок предполагает, что Председатель Конституционного суда и его заместитель избираются не обязательно из числа судей Конституционного суда. «Ряд поправок направлены на уточнение гарантий судьям. Есть достаточно много процедурных поправок, уточняющих и редакционных», - уточнил глава думского комитета.

Отдельно Крашенинников остановился на поправке, касающейся особого мнения судьи Конституционного Суда.

Согласно данной поправке судья, не согласный с решением Конституционного Суда, вправе письменно изложить свое особое мнение, а также изложить свое мнение о несогласии с большинством судей. Однако оно не может быть опубликовано, судья не будет в праве ссылаться на него, а также публично, в том числе в СМИ и Интернете, критиковать решение Конституционного Суда.

Крашенинников отметил, что особое мнение судей или членов органов конституционного контроля не является повсеместно распространенным в международной практике. «Особое мнение (судей) не публикуется в Австрии, Бельгии, Италии, Люксембурге, Франции. В Ирландии прямо в самой Конституции написано, что этого делать ни в коем случае нельзя», - указал парламентарий.

«При подготовке соответствующего решения все (судьи) высказываются, приводится все аргументация и юридическая, а иногда неюридическая. Но, тем не менее, после коллегиального принятия решения выносится документ. И надо сказать, что в отличие от многих других судебных решений - это окончательное решение и оно не подлежит обжалованию», - подчеркнул Крашенинников.

По его мнению, принятие данной нормы позволит избежать политизации конституционного правосудия.

Во втором чтении также принят законопроект о внесении изменений в закон о прокуратуре, направленных на реализацию новых конституционных положений.

Согласно документу, генеральный прокурор, его заместители, прокуроры субъектов РФ, прокуроры военных и других специализированных прокуратур, приравненные к прокурорам субъектов РФ, назначаются на должность после консультаций с Советом Федерации и освобождаются от должности Президентом РФ.

Кроме того, законопроект уточняет само определение прокуратуры и вводит запрет на наличие у сотрудников надзорного ведомства иностранного гражданства или вида на жительство.

«В процессе подготовки (документа ко второму чтению) у нас были разные предложения. Мы их обсуждали, но в итоге все поступившие поправки были предложены к отклонению», - сообщил Крашенинников.