Список депутатов Госдумы VIII созыва
Фракция Новости Мероприятия Медиа Пресс-служба
ГлавнаяНовости

Парламентарии мира ищут способы обезопасить гражданское население во время вооруженных конфликтов

На полях Международного форума «Развитие парламентаризма», во второй день его работы, 5 июня, состоялось заседание секции «Международное гуманитарное право: современные проблемы и перспективы развития», в которой приняли участие парламентарии из разных стран мира, прибывшие в Москву.

В центр обсуждения была поставлена проблема защиты мирного населения во время военных конфликтов. Модератор секции, первый заместитель Председателя комитета Госдумы по обороне, член фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ» Андрей Красов отметил высокий интерес участников форума к данной теме. «Это говорит о том, что роль международного гуманитарного права в современных вооруженных конфликтах велика. Все мировое сообщество реагирует на те проблемы, которые имеются сейчас, в том числе связанные с поддержанием международного мира и безопасности», - заявил он.

Депутат подчеркнул, что верховенство международного гуманитарного права Россией отнесено к приоритетам. Россия сыграла существенную роль в его становлении и развитии. МГП закрепляет правила ведения войны и «направлено на смягчение ее ужасов».

«Несмотря на внушительную мировую законодательную базу, многие участники современных вооруженных конфликтов не желают соблюдать установленные международным гуманитарным правом правила ведения войны. Сегодня оно в связи с усилением фактора силы в международных отношениях проходит испытание на прочность», - обозначил он тему.

Красов выделил несколько наиболее актуальных на данный момент проблем. Одна из них заключается в том, что международные договоры не содержат полную классификацию международных конфликтов, их определение, кто должен определять тип конфликтов, что делать, если спорящие стороны или международные организации расходятся по вопросу квалификации. Современные вооруженные конфликты, отметил он, носят усложненный характер, существует проблема обеспечения соблюдения норм международного права всеми участниками вооруженного конфликта, возникает вопрос, каким образом заставить их соблюдать эти нормы.

События на Ближнем Востоке, в странах Африки, на Украине – примеры грубейшего нарушения норм международного гуманитарного права, отметил парламентарий.

«Несоблюдение международного гуманитарного права уже привело к огромному числу жертв среди гражданского населения, уничтожению и разрушению многих гражданских объектов, культурных ценностей – это невосполнимая утрата для миллионов людей, человечества в целом. Остро стоят проблемы беженцев, защиты журналистов, вовлечения детей в вооруженные конфликты», - продолжил Красов.

Первый заместитель Председателя комитета ГД по образованию и науке, член фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ» Геннадий Онищенко рассказал о тех трудностях, с которыми сталкивается Россия при реализации норм международного гуманитарного права.

«Россия была прародительницей и международного гуманитарного права, оно зарождалось на этой земле. Сегодня мы серьезно занимаемся нашим законодательством, в частности, в Госдуме находится закон о Красном кресте, мы будем его принимать. К сожалению, сегодня международное гуманитарное право толкуется в зависимости от удобства. Пример - антитеррористическая операция Северном Кавказе. Аналогичную ситуацию наблюдаем на Донбассе. Точно также ситуация в Сирии требует оценки с точки зрения международного права», - считает он.

Парламентарий уверен, что «честно давая оценки, честно трактуя международное гуманитарное право», депутаты разных стран мира могут сделать многое.

Член комитета Госдумы по международным делам, депутат фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ» Инга Юмашева отметила, что сегодня наблюдается постоянный рост пострадавшего гражданского населения в ходе вооруженных конфликтов. Если в конфликтах начала 20 века пострадавшее гражданское население составляло лишь 5% от общего числа пострадавших, то за последние годы эта цифра умножилась в разы.

«Причины недостаточной защищенности гражданского населения – не в изъянах международного гуманитарного права, главная причина - в несоблюдении вооруженными формированиями и политическими руководителями существующих фундаментальных норм международного права», - констатировала она.

Президент института международного права (Женева), профессор Таллинского университета Рейн Мюллерсон подчеркнул, что главная проблема именно в имплементации международного гуманитарного права на практике. В начале своего выступления он отметил: «Мне очень отрадно, что именно комитет Госдумы по обороне занимается этим вопросом, что секцию модерирует его первый зампредседателя, бывший военный. Это внушает надежду что международное гуманитарное право Россией, ее вооруженными силами в любом случае будет соблюдаться».

По словам эксперта, применение некоторых форм оружия приводит к тому, что в большей степени страдает как раз гражданское население, а не военные, потому что армия может себя защитить, а мирные люди – нет. По мнению Мюллерсона, нужно провести более четкую грань между вооруженным конфликтом и другими методами давления на государства. Пример – кибератаки. Как относиться к ним и какие ответные меры предпринимать? Когда неясно, кто является источником. Применять вооруженные методы против кибератак – путь к эскалации, считает эксперт. Он не мог обойти угрозы, которое несет в себе ядерное оружие. Это самый страшный вид оружия, которое грозит уничтожением человечеству, но, с другой стороны, именно благодаря его наличию у двух сверхдержав был обеспечен мирный исход холодной войны. Эксперт прогнозирует, что в обозримом будущем полностью избавиться от ядерного оружия не удастся.

Генеральный директор АНО «Русская гуманитарная миссия», член Общественной палаты РФ Евгений Примаков обратил внимание собравшихся на отсутствие консенсуса в трактовке положений Женевской конвенции: «Здесь много примеров. Но гораздо важнее другое - отставание формализованных положений международного гуманитарного права от реальностей, которые сейчас есть. Например, участие в вооруженных конфликтах неправительственных вооруженных групп, критически невозможно призывать эти неофициальные группы к соблюдению положений международного права».

Над всеми перечисленными вопросами парламентарии договорились работать, объединив усилия. Андрей Красов выступил с предложением усилить роль национального законодательства и национальных парламентов по решению правовых проблем, связанных с вооруженными конфликтами.

По словам депутата, необходимо использовать всю компетенцию национальных парламентов в целях объективной глобальной оценки существующих практических и правовых проблем современных вооруженных конфликтов и поиска путей их решения. «Деятельность каждого парламента и межпарламентское сотрудничество являются уникальной площадкой для такой работы. Это напрямую может привести к укреплению целей и принципов МГП. Такая работа важна в связи с тесной взаимосвязанностью норм права и морали», - заявил Красов.

Он добавил, что следует комплексно проанализировать и сопоставить действующие нормы национального законодательства различных государств, в которых имплементированы нормы международного гуманитарного права, выявить существующие различия в подходах и правовые пробелы.

Красов также отмечает, что в рамках межпарламентского сотрудничества с привлечением широкого круга экспертов можно осуществлять различные интересные совместные исследовательские проекты, направленные на изучение современных проблем международного гуманитарного права, его истории, роли каждого государства в его становлении, влиянии его на национальное законодательство.