Список депутатов Госдумы VIII созыва
Фракция Новости Мероприятия Медиа Пресс-служба
ГлавнаяНовости

Павел Завальный: Целевой показатель социальной газификации 83% к 2030 году - это максимально технически возможный уровень

Комитет  ГД РФ по энергетике провел круглый стол «О газификации субъектов РФ с использованием альтернативных источников энергии». 

Открывая дискуссию, председатель комитета по энергетике Павел Завальный («Единая Россия») отметил, что целевой показатель социальной газификации 83% к 2030 году  - «это максимально технически возможный уровень с учетом не только сетевой газификации, но и альтернативной – с использованием СПГ и СУГ». 

«Дорожной картой»  социальной газификации предусмотрено использование СПГ как альтернативного экологичного источника энергии в тех субъектах, где, исходя из результатов оценки экономической эффективности,  трубный газ не может быть основным источником энергии.

СУГ  также определен «Дорожной картой»  социальной газификации в качестве альтернативного источника энергии. Существует целевой показатель увеличения производства СУГ до 25 млн. тонн в год, что даст достаточные объемы для газификации. В таких регионах как  Бурятия, Тыва, Хакасия, Забайкальский край, Красноярский край, Амурская область, Мурманская область, Еврейская автономная область,  СУГ является и будет являться практически единственным видом экологичного газового топлива.  

«Каждый из этих вариантов имеет свои технологические преимущества, ресурсную базу и вполне осуществим с технической точки зрения даже в нынешних условиях санкционного давления. При этом экономически альтернативная газификация с использованием СПГ и СУГ выходит значительно дороже сетевой. В случае с использованием для целей газификации СПГ затраты на сжижение газа, его транспортировку и регазификацию  должны по факту ложится на плечи конечного потребителя,  стоимость такого газа для него получится значительно выше, чем в случае с газификацией сетевым газом. Стоимость 1 кубометра, по расчетам, может  составить в разных регионах от 30 до 70 рублей в зависимости от транспортной схемы, удаленности и сезонности завоза, что сопоставимо со стоимостью моторных топлив. 

Что касается использования СУГ для социальной газификации, оптовая цена на СУГ очень волатильна, и, хотя сегодня составляет менее 10 руб. за кг, на пике стоимости достигала 45 руб. за кг. Это делает применение СУГ и СПГ для нужд отопления проблематичным с точки зрения экономики. Кроме того, остро стоит проблема отсутствия   государственного регулирования как оборота собственно СУГ, так и оборота баллонов, что делает ситуацию попросту опасной. Соответственно, для сохранения критерия  социальности газификации  потребуется разработка мер государственной поддержки.  В первую  очередь необходимо  определить экономическую модель альтернативной газификации СПГ и СУГ, разработать объективные топливно-энергетические балансы для каждого конкретного региона», подчеркнул Завальный.

Заместитель председателя комитета Государственной Думы по энергетике Дмитрий Исламов («Единая Россия») поддержал предложения, связанные со стимулированием проектов малотоннажного СПГ, включая упрощение получения технических условий на подключение к магистральным газовым сетям; выделение льготного финансирования; предоставление права экспорта произведенного СПГ. При этом призвал признать необходимость мер государственного субсидирования проектов альтернативной газификации для сохранения ее социальности. 

В проект рекомендаций, подготовленный комитетом по энергетики, вошли предложения:

- подготовить варианты по приведению регулируемых цен на газ
и тарифов на его транспортировку к уровню, позволяющему возмещать все обоснованные операционные расходы и получать прибыль, необходимую для финансирования реконструкции и дальнейшего развития газовой инфраструктуры;

- проработать целесообразность определения на федеральном уровне единого оператора газификации, отвечающего за разработку и реализацию программы альтернативной газификации;

- подготовить предложения по разработке и внедрению единой системы цифрового учета оборота сосудов для хранения и перевозки СУГ, 
в том числе, позволяющий  ведение реестра произведенных объемов СУГ,  профессиональных участников рынка СУГ, потребителей СУГ;

- рассмотреть возможность разработки и внедрения  механизма социально ориентированного ценообразования на рынке СУГ и СПГ
(для населения и объектов жилищно-коммунального хозяйства) на основе энергетического паритета цены с ценой трубопроводного газа. 

- рассмотреть возможность внесения изменений в действующее законодательство в части введения обязательного согласования прогнозного ТЭБ субъекта Федерации с собственником ЕСГ и ЕОГ (РОГ).
 
- рассмотреть целесообразность подготовки предложения по актуализации технических регламентов, иных нормативных правовых актов, регулирующих рынок СУГ.