Список депутатов Госдумы VIII созыва
Фракция Новости Мероприятия Медиа Пресс-служба
ГлавнаяНовости

Валерий Язев: Специфика хозяйственной деятельности в Арктике требует соответствующего обустройства правового поля

Валерий Язев: Специфика хозяйственной деятельности в Арктике требует соответствующего обустройства правового поля
Сегодня, 18 февраля, первый заместитель председателя комитета ГД по природным ресурсам, природопользованию и экологии Валерий Язев принял участие в  открытии международной конференции «Арктика и шельфовые проекты: перспективы, инновации и развитие регионов».

Парламентарий выступил в качестве модератора пленарной сессии и докладчика о текущем состоянии и перспективах развития шельфовых проектов.

Говоря об Арктике, Язев подчеркнул, что сегодня страна вновь находится перед историческим выбором – куда, когда и сколько направить ресурсов, чтобы обеспечить безопасность, конкурентоспособность и устойчивое развитие Российской Федерации в XXI веке. Цена ошибки при этом, по его мнению, может быть неприемлемой, что наглядно иллюстрируют события восьмидесятых годов прошлого века.

Язев напомнил, что Советский Союз, находясь в жесткой конфронтации с Западом, увеличивал добычу нефти, экспортировал ее по низким ценам на Запад, в социалистические и развивающиеся страны, а на валютную выручку импортировал продовольствие, товары широкого потребления, нефтегазовое оборудование. Так как цена нефти продолжала падать, в том числе из-за ее растущего экспорта, все бросалось на увеличение добычи нефти. В конце восьмидесятых Советский Союз добывал нефти больше, чем кто-либо когда-либо в мире, но судьба экономики СССР была предрешена. Из-за ошибочной государственной стратегии нефтегазовый комплекс, которым профессионалы отрасли могли и могут по праву городиться, использовался для раздувания пузыря видимого благополучия, шумно лопнувшего в конце восьмидесятых. Нефтегазовый мультипликатор сработал в направлении противоположном ожидаемому. Вывод, как  считает парламентарий, ясен - стратегия освоения минеральных запасов континентального шельфа должна органично вписываться в комплексную выверенную государственную стратегию социально-экономического развития, основанного на научно-технологическом прогрессе в области производства товаров и услуг для широкого потребления и создания высокопроизводительного оборудования для промышленного производства.

При этом особое значение приобретают вопросы стратегического планирования. Валерий Язев обратил внимание на важную инициативу Президента страны – это введение в систему государственного стратегического планирования нового документа. Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации». Новый документ, считает Язев,  встанет на один уровень со Стратегией национальной безопасности и Стратегией социально-экономического развития страны, то есть станет базовым для разработки остальных документов стратегического планирования.

Важность этих шагов, по мнению депутата, трудно переоценить, поскольку освоение арктического шельфа может основываться только на передовых и динамично обновляющихся технологиях.

Правительство совместно с президентским Советом по науке и образованию будет создавать советы по приоритетным направлениям научно-технологического развития. Важно, чтобы интересы развития Арктики и освоения континентального шельфа были в них надлежащим образом представлены. 

По мнению Язева, смещение главной минерально-сырьевой базы страны к северной границе потребует реализации комплекса мер политического и оборонного характера и, прежде всего, завершения делимитации арктического континентального шельфа на основе международного права.

Парламентарий подчеркнул, что специфика хозяйственной деятельности в Арктике столь значительна и разнообразна, что требует соответствующего обустройства правового поля. Нормотворческая активность российских органов государственной власти на этом направлении велика и часто инициируется государственными корпорациями и ведущими нефтегазовыми компаниями, которые активно участвуют в разработке не только российских, но и международных нормативных правовых актов. В том числе, в технических комитетах (подкомитетах, рабочих группах) Международного комитета по стандартизации (ISO), работающих над созданием стандартов для работ Арктике. Международной организацией по мореплаванию разработан «Кодекс безопасного управления судами в полярных водах», он вступит в силу с 2018 года, а для новых судов - уже в 2017-м. 

В перспективе, считает Язев,  практически все российские Кодексы, имеющие статус федеральных законов, будут содержать арктическую и шельфовую специфику. В интересах инвесторов, населения, живущего и работающего в Арктике, и обеспечения технической и экологической безопасности, по мнению парламентария,  целесообразно создать регулярно обновляемый «Свод законов, нормативных правовых актов и актов технического регулирования деятельности на континентальном шельфе в Арктической зоне Российской Федерации».

Депутат отметил, что центральным объектом правового регулирования для отношений, возникающих в связи с добычей энергоносителей на шельфе являются искусственные острова. В настоящее время Государственная Дума рассматривает два проекта на эту тему - о «нулевом сбросе» и ввозе на территорию страны отходов, образующихся в процессе создания, использования и ликвидации искусственных островов, и о хозяйственном обороте искусственных островов, установок и сооружений. Язев обратил внимание участников конференции на то, что сегодня практически отсутствует законодательство о порядке ликвидации таких объектов и формировании для этого соответствующих фондов. Особо сложным, на его взгляд, случаем являются искусственные острова намывного типа. 

Потребуется адаптация к условиям Арктики законодательства об электроэнергетике, теплоснабжении, энергосбережении. Требования к уровню энергоэффективности при проектировании объектов для Арктики должна быть существенно ужесточены.

Говоря о проекте федерального закона «О развитии Арктической зоны Российской Федерации», Валерий Язев поддержал заложенные в нем идеи, но, отметил, что по форме будет практичнее принимать федеральные законы о внесении изменения в действующие законодательство в целях развития Арктической зоны и деятельности на континентальном шельфе. В итоге, по мнению депутата,  не будет нарушена стройность национальной законодательной системы, а поправочные законы станут основой для свода законов, о котором он говорил выше. Что касается идеи создания Министерства делам Арктики, то на данном этапе, подчеркнул Язев, оптимальным решением, на его взгляд, является Государственная комиссия по вопросам развития Арктической зоны. Отдельное министерство не справится с координацией такого числа органов исполнительной государственной власти и субъектов Российской Федерации.