Список депутатов Госдумы VIII созыва
Фракция Новости Мероприятия Медиа Пресс-служба
ГлавнаяНовости

Виктор Климов: Необходимо создать комфортные условия для развития малого и среднего бизнеса

Сегодня, 19 января, выступая от фракции на пленарном заседании, заместитель председателя комитета ГД по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Виктор Климов заявил:

- Сегодня в Москве начал работу большой предпринимательский форум – это Форум малого и среднего бизнеса, который проводит Общероссийская общественная организация «ОПОРА РОССИИ». И в отличие от форума, который был неделю назад, аудитория этого форума – это не студенты и эксперты-теоретики, а это конкретные практики, практики-реалисты, которые, что называется, работают в поле.

И разговор с министрами, который заявлены, и которые, я надеюсь, придут на этот форум, предстоит не простой, потому что малый бизнес не удовлетворится рассуждениями о новой нормальности низких доходов. И строго говоря, курс национальной валюты, цены на нефть, волатильность курса доллара – это, в общем, вещи, которые его волнуют, честно сказать, не в первую очередь. Для него экономика – это то, что он делает своими собственными руками, для него экономика – это семья, это его окружение, это люди, которые с ним работают, это сотрудники, которых даже в кризис малый бизнес бережет до последнего. И это люди, которые вправе требовать и от Правительства, и от нас с вами конкретной программы действий, в первую очередь, сегодня - в этих непростых реалиях.

Напомню, что динамика роста этого самого сегмента, численность малого и среднего предпринимательства в российской реальности тесно и положительно связана с кризисом. Как это ни странно. Самый большой рост – это начало 1990-х годов, потом 1998-й год, и даже 2008 год. Почему? Да потому что людям некуда пойти, людям негде зарабатывать, и они вынуждены предпринимать. Но есть и второй аспект. Это именно то самое время, когда малому бизнесу начинает уделяться пристальное внимание. Мы с вами за прошедший сложный год полезных вещей, вместе с Правительством естественно, для малого бизнеса приняли и сделали больше, чем за предыдущие три года. И это достаточно показательно, потому, действительно, кризис – это время некоего перераспределения, кризис – это не только проблемы, это время возможностей, и эти возможности нужно видеть и по ним работать.

И Президент страны в своем Послании нам эти приоритеты, по которым нужно работать, определил. Более того, пока мы с вами были в регионах и работали в комитетах, Президент подписал важнейшие указы по стратегически важным направлениям, которые в первую очередь коснутся малого и среднего бизнеса. И что характерно, все эти приоритеты и направления абсолютно точно совпадают с тем ТОП-3 проблем, которые малый бизнес традиционно для себя определяет и на которые жалуется. Это налоги, кредиты и административные барьеры.

По налогам можно спорить много. Мы с вами много чего сделали полезного за прошлый год. Это и налоговые каникулы для начинающих (предпринимателей), и специальные налоговые режимы для самозанятых, и упростили патент, и дали возможность снижения ставки по упрощенной системе. Но у нас не прекращаются споры по налогам по кадастровой стоимости, и, очевидно, нам к этому вопросу предстоит вернуться. Но есть сфера в налогах, в которой интересы бизнеса и государства однозначно совпадают. Она простая и понятная, это администрирование. И как раз об этом указы (Президента). Давайте сделаем уже наконец «одно окно», в котором малому бизнесу будет просто и комфортно работать. Когда в силу возможностей IT-технологий и нормальных баз данных и их объединения будет существенно сокращена административная нагрузка на малый бизнес, а не только повышена собираемость налогов. Мне кажется, наша с вами важнейшая задача, когда мы будем рассматривать соответствующие нормативные акты, найти возможности сокращения нагрузки на малый бизнес и обеспечения комфортного переходного периода.

Доступность и стоимость финансовых ресурсов – хронически больной вопрос. Это действительно проблема, кто только не обсуждает современную финансовую систему, ее возможности. 18-25% - это ненормально, это то, что запретительно и невозможно для работы сегодня конкретных предприятий. Поэтому, мне кажется, что не только в период обсуждения бюджета и денежно-кредитной политики парламент должен стать экспертной площадкой для обсуждения этих вопросов, потому что здесь надо искать решения и по снижению требований по резервированию, и по увеличению возможностей рефинансирования банков, которые кредитуют малый бизнес. В общем, здесь большая предстоит работа, и нам ей стоит заняться.

Контроль и надзор. Сложная большая тема. Вот сколько раз мы о ней не говорили и как бы мы не снижали административные барьеры, они появляются все больше и больше, все новые и новые. И проблема, к сожалению, не в том как мы регулируем проверки, проблема в том, что у нас сегодня избыточные требования к деятельности, к товарам, работам, услугам. А когда контрольно-надзорная система ориентирована по этим требованиям выйти на санкцию, мы получаем с вами только административную нагрузку, не имеющей ничего общего с обеспечением безопасности.

Нам предстоит непростая работа в этой сессии. Нам предстоит говорить о новом Кодексе об административных правонарушениях. Действительно, тема назревшая, работать нужно, но нужно быть очень последовательными и осторожными, потому что нужно честно и открыто обсудить с бизнесом, как реально происходит правопримение. Конечно, мы не можем принимать новые санкции, тем более в зависимости от отдельных ситуаций. Но у нас, к сожалению, других контрольно-надзорных органов нет, и, что более важно, у нас с вами другого малого бизнеса тоже нет, поэтому здесь нужно очень последовательно и хорошо поработать.

И самое главное, чего я хочу нам пожелать в эту сессию. У нас очень много полезных инициатив, и конец прошлой сессии показал, что их будет больше и больше. Так вот, мне кажется, очень важная задача в эту сессию не только принять что-то полезное, но и не принять что-то непродуманно.