Список депутатов Госдумы VIII созыва
Фракция Новости Мероприятия Медиа Пресс-служба
ГлавнаяМероприятия

Андрей Макаров: Нельзя строить бюджетную политику, только исходя из сиюминутных интересов

Сегодня, 23 июня, перед началом парламентских слушаний на тему «Основные направления повышения эффективности расходов федерального бюджета: реальность и перспективы» председатель комитета ГД по бюджету и налогам Андрей Макаров отметил:

- Сегодня Государственная Дума проводит первые парламентские слушания, посвященные проблеме эффективности бюджетных расходов.

Я думаю, что нет необходимости доказывать тот факт, что эффективность бюджетных расходов является тем краеугольным камнем, на котором сегодня должен основываться бюджет. Но очевидно, что парламентские слушания проводятся не только с целью констатировать эту истину, которую сегодня, на мой взгляд, даже никто не оспаривает. Решение о проведении парламентских слушаний было принято, когда мы рассматривали поправки в бюджет 2015 года.

Напомню, что тогда Правительство сказало, что правка бюджета будет идти только в рамках первого года трехлетки, 2015 года, а прогноз не позволял Правительству дать свои предложения по 2016-2017 годах. И тогда Государственная Дума в постановлении приняла решение о том, что необходимо рассмотреть вопрос об эффективности бюджетных расходов, потому что нельзя строить бюджетную политику, только исходя из сиюминутных интересов.

На чем, как мне представляется сегодня, будет сосредоточено внимание всех выступающих. На парламентских слушаниях выступят министр финансов и председатель Счетной палаты.

Мы специально выделяем отдельным вопросом эффективность социальных расходов, потому что вы прекрасно знаете о тех дискуссиях, которые идут: индексировать пенсии или не индексировать, нужно гарантировать социальные расходы или не нужно. Поэтому мне кажется очень важным, что сегодня выступают не только люди, которые принимают решения, но и Счетная палата, которая контролирует, как исполняются эти решения, и ведущие эксперты в этой сфере.

Тут я назову Андрея Николаевича Клепыча, который всегда был возмутителем спокойствия в бюджетной сфере, и Ярослава Ивановича Кузьминова, ректора Высшей школы экономики. Он (прим. ред. - Кузьминов) как никто другой знает, как создаются лучшие учебные заведения не на государственные средства и как сделать расходование государственных средств более эффективным.
На самом деле, хотел бы напомнить, что существовала у нас и до сих пор существует, никто не отменял, Концепция долгосрочного социально-экономического развития до 2020 года, в основе которой лежал бюджетный маневр, когда мы говорили о необходимости вкладывать средства в дорожное строительство, в человеческий капитал.

При рассмотрении бюджета мы столкнулись с тем, что на дорожное строительство мы предлагаем в 2015-2016 годах примерно 1% ВВП. Но в долгосрочной программе, на которую я сейчас сослался, только из федерального бюджета предлагалось 1,5-1,7% ВВП. Происходит недофинансирование здравоохранения, недофинансирование образования. Причем, если недофинансирование здравоохранения, в первую очередь, происходит по причине нехватки средств у региональных бюджетов, все-таки федеральный бюджет выделяет необходимые средства, то когда мы говорим об образовании – недофинансирование составляет порядка 40%. При этом удар наносится как по высшему образованию, так и по дополнительному образованию, и школьному, детские сады, которые мы финансируем, чтобы их построили. Но проблема не только в том, сколько средств мы вкладываем, а насколько конкурентоспособными будут наши дети – студенты, получившие высшее образование, школьники, получившие среднее образование. Я думаю, что все эти вопросы будут сегодня в центре внимания.

Не могу не обратить внимание на следующее – вот я сейчас сказал о тех приоритетах, которые закладывались в долгосрочную стратегию. Недофинансирование этих приоритетов, что оно означает, что мы неправильно выбрали приоритеты? Что нам необходимо менять приоритеты? Или нам необходимо менять порядок финансирования?

Очень важный вопрос – это вопрос о том, что бюджетное финансирование, сбалансированность бюджета сегодня очень часто ставится во главу угла. Но на самом деле качество бюджетных расходов, структура бюджета сегодня ничуть не меньше значат, а может даже больше, чем просто сбалансированность бюджета.

Давайте подумаем, ведь если пенсионеру мы даже увеличиваем, индексируем пенсию, но при этом у нас недостаточное вложение в систему здравоохранения, следовательно пенсионер даже при индексированной пенсии просто не сможет воспользоваться здравоохранением. Доступность здравоохранения, доступность образования – это те вопросы, которые должны быть поставлено во главу угла.

Главный тезис, который здесь необходимо сегодня рассмотреть, что закон о бюджете – это не только цифры и даже не столько цифры. Это на самом деле уровень жизни людей. Как нам обеспечить уровень жизни людей? Как нам обеспечить рост экономики? Вот те вопросы, которые сегодня будут рассматриваться на парламентских слушаниях.

Это особенно важно с учетом того, что уже завтра вопросы бюджетных корректировок следующей трехлетки выносятся на комиссию при Председателе Правительства, а уже послезавтра они будут рассматриваться на Правительстве.

Напомню, что в соответствии с законом о парламентском контроле Государственная Дума должна была получить Основные направления бюджетной политики, с тем, чтобы мы могли их обсудить здесь и дать свои рекомендации перед рассмотрением в Правительстве. К сожалению, вынужден констатировать, что данная норма закона не выполнена. До настоящего времени Государственная Дума Основные направления бюджетной политики не получила. Впрочем, до сих пор не получила основные направления и Счетная палата.

Поскольку я член комиссии по бюджетным проектировкам, и просил, чтобы мне представили материал, мне сказали, что материалы только готовятся Министерством финансов, и, следовательно, ознакомиться с ними я смогу только завтра перед заседанием.

Это не проблема того, как я ознакомлюсь с этим текстом. Но закон о парламентском контроле ясно устанавливает норму: формирование и исполнение бюджета – это безусловная компетенция исполнительной власти, а рассмотрение и контроль за его исполнением – это конституционные полномочия парламента. И с этим придется всем считаться.

Мне кажется, что сегодня, благодаря тому постановлению, которое Государственная Дума приняла два месяца назад, мы имеем возможность, даже не получив Основных направлений бюджетной политики, всерьез говорить о тех проблемах, которые сегодня в бюджетной политике существуют.
Очень жаль, что нам не удастся этого сделать предметно в связи с тем документом, который предлагается рассмотреть завтра комиссией по бюджетным проектировкам в Правительстве. Мы постараемся восполнить. Это те задачи, которые мне бы хотелось, сейчас отметить.

Последнее, о чем хотелось бы сказать. Я думаю, что парламентские слушания должны ответить на главный вопрос – насколько приоритеты бюджетной политики, в том виде как их сегодня предлагают, соответствуют тем приоритетам и задачам, которые стоят перед страной в целом и экономической политикой, как важнейший фактор решения социальных задач.

Напомню, что и Президент страны, и Председатель Правительства сказали: «социальная обязательства перед гражданами будут выполнены при любых условиях». И решение этой задачи невозможно обеспечить, если мы не обеспечим эффективность расходования каждого рубля. Об этом сегодня и будем говорить.