Список депутатов Госдумы VIII созыва
Фракция Новости Мероприятия Медиа Пресс-служба
ГлавнаяМероприятия

Андрей Макаров: Поправки в Налоговый кодекс позволят защитить граждан в условиях санкций

Госдума на пленарном заседании в пятницу, 17 марта, рассмотрит во втором чтении проект федерального закона № 46023-7 «О внесении изменений в главу 23 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (в части определения налоговой базы в отношении доходов в виде процентов по обращающимся облигациям российских организаций).

Как заявил журналистам в преддверии пленарного заседания Председатель комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров, шумиха, развернувшаяся вокруг документа за последнее время, затмила собой смысл законопроекта. «А смысл этого закона в необходимости создать инструмент, который позволит гражданам, подчеркну, всем гражданам страны, вкладывать свои средства – неважно какие, большие или маленькие – в такие инструменты, как облигации, выпускаемые российскими компаниями». Председатель комитета указал, что «для этого необходимо уравнять, а может, создать чуть более выгодный режим по сравнению с хранением в банках». «И тот закон, который рассматривается сегодня во втором чтении, это реализация Послания Президента, который поручил это сделать в рамках настройки налоговой системы», - указал парламентарий.

Принятие документа станет одним из важных шагов по пути создания привлекательных условий для инвестирования средств граждан в экономику страны, подчеркнул он.

Макаров напомнил, что обсуждение законопроекта, в том числе поправки, предусматривающей право лиц, попавших под санкции и являющихся резидентом иностранного государства, подавать заявление в Федеральную налоговую службу (ФАС) о непризнании налоговым резидентом РФ вне зависимости от срока нахождения в стране, проходило в условиях прямой трансляции: «каждый, кого это интересовало, мог увидеть и услышать, почему же все-таки принимается эта поправка». Парламентарий заметил, что в ряде публикаций поправка трактовалась как якобы «освобождение олигархов от уплаты налогов», «возможность олигархам не рассказывать о своей собственности и о своих доходах за границей».

«Вот, пожалуй, два основных обвинения, которые были высказаны. Вот те два предположения, которые положены в основу обвинений, которые предъявляются. О чем же, на самом деле, эта поправка? Напомню, когда вводились санкции в отношении российских граждан, многие из тех, кто сегодня говорит о том, что мы освобождаем олигархов, говорили о том, какие санкции смешные, что это все ненадолго. Но уже тогда мы говорили: санкции – это надолго, они преследует конкретные цели давления на наше государство. И сейчас я бы хотел заявить всего три тезиса. Государство обязано защищать своих граждан, если оно, конечно, уважает себя. Второе – государство должно иметь инструмент для защиты своих граждан. И третье – парламент обязан создать законодательные инструменты для защиты государством своих граждан. Вот ровно эти три цели и решает эта поправка», - подчеркнул Председатель комитета по бюджету и налогам.

Объясняя необходимость возникновения поправки, Макаров отметил, что «санкции по существу предполагают, что попавшие под них граждане живут в Российской Федерации и просто не имеют возможности куда-то выехать». При этом «российское налоговое законодательство устанавливает, что 183 дня является формальным признаком для признания человека налоговым резидентом». Между тем, принцип налогового резидента в европейском законодательстве определяется так называемым принципом домициля, то есть по принципу жизненных интересов, указал парламентарий.

«А дальше примерно три страницы компьютерного текста, что же является основанием для признания налоговым резидентом в любом европейском государстве. Таким образом, возникает проблема: лицо формально является резидентом Российской Федерации и точно также формально может быть признано резидентом любого европейского государства. Между тем, все международные соглашения об исключении двойного налогообложения предполагают, что эта проблема может быть решена и должна решаться путем переговоров министерства финансов тех государств, где происходит этот конфликт», - заявил Макаров.

«Можно ли считать, что в условиях беспрецедентного давления на страну и политического давления такие переговоры могут увенчаться успехом?» - задался он вопросом. «Думаю, что любому объективному наблюдателю ясно, что объективными такие переговоры быть не могут, и решить проблему нельзя. Но,  в таком случае, если переговорами решить в рамках законодательного процесса не удастся,  возникает возможность преследования наших граждан уже в уголовном порядке. Таким образом, законопроект, если прочитать его, говорит только о том, что это лицо может сообщить налоговому органу о том, что на момент введения санкций он является налоговым резидентом другого государства», - отметил депутат.

Говоря о последствиях, которые также обсуждаются, Макаров сказал: «Итак, если это лицо признает себя налоговым резидентом другого государства – говорят, что якобы он освобождается от уплаты налогов. У всех этих лиц за эти годы доходы в основном – думаю, что любой представитель СМИ может это проверить, это открытая информация – в основном формируются в Российской Федерации. Если он признает себя резидентом другого государства,  он заплатит подоходный налог не 13 % а 30 %, то есть речь идет об увеличении налоговой нагрузки, а не ее уменьшении. Таким образом, доводы о том, что будут выпадающие доходы субъектов или федерального бюджета являются не просто надуманными, они являются откровенный ложью», - заявил парламентарий.

Макаров также высказался о втором доводе – о том, что депутаты якобы пытаются освободить кого-то от подачи информации по контролируемым иностранным компаниям. Он напомнил, что «эта обязанность существует с 2015-го года, и вся информация, которая должна была представляться, представлялась уже в течение двух лет».

«Также напомню, что два года тому назад мы предупреждали, что Российская Федерация подписывает соглашение о предоставлении информации в прямом обмене информацией со всеми государствами мира. И с 1 января 2017 года, ровно в те сроки, которые мы обещали, этот информационный обмен осуществляется в тестовом режиме, а с 1 января 2018 года это будет уже полностью официальный обмен. Таким образом, независимо от того, кто подает декларацию, а кто не подает декларацию, государство уже получило, и будет продолжать получать информацию. То есть попытка сказать, что мы пытаемся освободить кого-то от представления информации, является также откровенной ложью», - подчеркнул Макаров.

Он отметил, что обсуждаемая поправка – «технологическая, и нужна государству для того, чтобы защищать своих граждан». «Попытка сегодня называть фамилии тех, на кого она распространяется, является откровенной ложью по одной простой причине – сегодня мы не знаем, на кого эти санкции будут распространяться впредь, кто будет еще раз назван ответственным за ухудшение наших отношений и за провал политики в отношении РФ. Я надеюсь, что законопроект будет сегодня принят, и парламент выполнит свою миссию – даст в руки государству инструмент, которым государство сможет защищать своих граждан», - заключил Макаров.