Список депутатов Госдумы VIII созыва
Фракция Новости Мероприятия Медиа Пресс-служба
ГлавнаяМероприятия

Андрей Макаров: Социальные обязательства не будут зависеть от цены на нефть

Сегодня, 18 сентября, в первом чтении Государственной Думой будут рассмотрены два важных финансовых законопроекта — «Об особенностях составления и утверждения проектов бюджетов бюджетной системы РФ на 2016 год» и «Об исполнении федерального бюджета за 2014 год».

На значимость документов перед началом пленарного заседания обратил внимание журналистов председатель комитета ГД по бюджету и налогам Андрей Макаров. «Хотя, по идее, эти законы самостоятельны, тем не менее, очень важно, что рассматриваются они все равно вместе», — заметил он.

«После серьезных консультаций Правительство внесло в Государственную Думу законопроект, предусматривающий, что бюджет на следующий год будет формироваться не на трехлетний период, а только на один год», — пояснил Макаров суть законопроекта об особенности формирования бюджета на 2016 год.

По словам главы бюджетного комитета, необходимость такого краткосрочного бюджетного планирования очевидна: «Прогнозировать доходы и те факторы, которые будут влиять на показатели бюджета через три года, сегодня, по-видимому, просто нецелесообразно. Гораздо важнее сосредоточиться на бюджете следующего года. Одновременно изменить факторы, которые определяют эту необходимость и изменяют условия формирования самого бюджета 2016 года, а именно, изменившийся прогноз, серьезные колебания валютного курса и цены на энергоносители — всё это, безусловно, требует более точных просчетов.

Но самое главное — это то, что в изменившейся ситуации надо определять приоритеты. Дефицит бюджетных средств свидетельствует о том, что мы должны определить прорывные направления и сосредоточиться на безусловном выполнении социальных обязательств государства. Поэтому Правительство попросило дополнительно еще 25 дней для того, чтобы можно было эти расчеты еще раз произвести и проверить.

Наконец, очень важный третий фактор — Правительство просит приостановить нормы о бюджетном правиле при формировании бюджета 2016 года».

Депутат напомнил, что бюджетные правила — это норма, которую находящийся тогда в должности министра финансов Алексей Кудрин объяснял так: «она определяет, что когда у нас много денег, мы их не будем тратить, а вот когда будет ситуация похуже — мы эти деньги возьмем и истратим». «Судя по всему неожиданно для Алексея Леонидовича Кудрина я выяснил, что это правило начинает работать в обратную сторону. Поэтому абсолютно справедливо, реалистично, хотя и сложно решение, которое предлагает Правительство: бюджетное правило на 2016 год не принимать», — сообщил он, добавив, что бюджетный комитет поддерживает позицию Правительства. «Сегодня мы предлагаем принять этот законопроект в первом чтении», — подчеркнул Макаров.

Председатель комитета обратил внимание, что дополнительные 25 дней при подготовке федерального бюджета нужны Правительству не только для определения приоритета, но и необходимы для поиска резерва.

«18 августа вышел перечень поручений Президента, который касается эффективности бюджетных расходов, — напомнил он. — Мне очень часто приходилось говорить здесь о том, что во главу угла бюджетной политики должна быть поставлена эффективность бюджетных расходов. На парламентских слушаниях, которые проходили здесь, давались рекомендации, происходил поиск резервов в этой ситуации, основанный именно на том, что хватит разбрасывать деньги, которые либо не тратятся, либо тратятся неэффективно. Это же звучало многократно и в зале Государственной Думы.

К сожалению, именно эта проблема сегодня по-прежнему остается главной. И поручение Президента от 18 августа — это как раз тот ключ, тот план, который необходимо осуществить Правительству при подготовке бюджета».

Макаров особо обратил внимание на то, что «те изменения, которые предлагают принять при формировании бюджета — это не вопрос сворачивания социальных программ, это ни в коем случае не изменения тех задач, которые стоят перед страной или экономикой». «Это вопрос оптимизации бюджетного процесса! — заявил он. — Именно в этом плане комитет по бюджету этот закон поддерживает».

Парламентарий также отметил, что при подготовке документа ко второму чтению необходимо предусмотреть, чтобы он не оказал негативного влияния на многолетние контракты, рассчитанные на бюджет трехлетнего периода. «Сегодня в бюджетном кодексе такая норма есть, но она касалась старой схемы. Нам необходимо предусмотреть возможность, чтобы успокоить всех: необходимые контракты будут продолжены, а принятие бюджета на один год не ставит под сомнение возможность заключения длительных контрактов», — заверил Макаров.

Председатель бюджетного комитета обратил внимание на необходимость своевременного принятия Государственной Думой федерального бюджета, поскольку от этого зависит принятие бюджетов региональных. «Для регионов федеральный бюджет является в значительной степени ориентиром, на который они всегда обращали внимание при рассмотрении своих бюджетов, — пояснил депутат. — Ведь в регионах рассматривают вопросы, связанные с тем, какие трансферты они получат из федерального бюджета. Сдвижка сроков рассмотрения бюджета создает для регионов страны достаточно серьезные проблемы.

Для решения этих вопросов мы, в первую очередь, будем предлагать максимально объединить субсидии и провести все необходимые процедуры — в том числе, и рассмотрение трехсторонней комиссией тех трансфертов, которые получат регионы, — до внесения проекта бюджета на 2016 год. С тем, чтобы уже при внесении самого проекта бюджета регионы фактически могли получить реальные ориентиры, которые раньше они получали только при принятии проекта бюджета во втором чтении. Таким образом, мы сможем нивелировать эту задержку бюджета в 25 дней с тем, чтобы она не сказалась на регионах».

В числе стоящих перед комитетом задач Макаров также выделил необходимость обеспечения эффективного расходования тех средств, которые не расходуются в течение года. «Мы должны создать механизмы, при которых эти средства будут перераспределяться и оперативно передаваться регионам на те цели, которые мы сочтем необходимыми. Это та работа, которую предстоит сделать при подготовке законопроекта ко второму чтению. Сразу хочу сказать, что сроки очень сжатые, совершенно очевидно, что закон должен быть принят до 1 октября, когда в соответствии с Бюджетным кодексом должен вноситься государственный бюджет. Поэтому предполагается всю эту работу провести в течение недели. И если сегодня законопроект будет поддержан Государственной Думой, вынесем его на рассмотрение во втором и третьем чтениях уже через неделю — в следующую пятницу», — сообщил глава бюджетного комитета.

Подчеркивая важность законопроекта «Об исполнении федерального бюджета за 2014 год», Макаров заметил, что этот документ показывает те резервы, которые есть для формирования бюджета уже на 2016 год. «Блестящий анализ, проведенный Счетной палатой, показывает, что резервы очень велики», — констатировал он.

«Думаю, что сегодня, когда мы будем говорить о бюджете 2014 года и его исполнении, будут выявлены те самые болевые точки, на которые обратил внимание Президент в своих поручениях от 18 августа, и которые нам, безусловно, предстоит решить до внесения проекта бюджета 2016 года, — заметил Макаров, добавив: — Сам по себе отчет об исполнении бюджета 2014-го года — это ведь законопроект, который занимает всего 2 страницы текста, в которых „Утвердить отчет Правительства“. Но приложений к этому законопроекту — 2060 страниц. Эти приложения говорят о кассовом исполнении: сколько денег истрачено. Но, к сожалению, нигде нет отчета о результативности использования этих денег. Мы прекрасно знаем, как строятся детские сады, школы и реально идет какая-то работа. Но вот качественного анализа расходов, к сожалению, мы не видим.

А ведь бюджет 2014 года — это был первый бюджет, который формировался в программном варианте — был сформирован по госпрограммам. Я прекрасно помню, как нам говорили, что программный бюджет позволит увидеть, на что и насколько эффективно расходуются эти средства. Вот сегодня нам предстоит провести анализ: что удалось, а что не удалось. Нам предстоит понять, почему государственные программы так и не стали реальной основой государственного бюджета. Но, поскольку сами по себе государственные программы чрезвычайно важны, нам предстоит подумать и обсудить вопрос о том, каким образом государственные программы должны быть встроены в бюджет 2016 года. Несмотря на то, что этот бюджет только на один год.

Мне кажется, само по себе рассмотрение этих вопросов одновременно дает нам в этом плане очень хорошие возможности.

А главное, Государственная Дума начала свою работу над экономическими вопросами. Боюсь, что вся эта сессия пройдет у нас под знаком рассмотрения вопросов бюджета, отчета Правительства по антикризисным мерам и целого ряда других вопросов, которые на самом деле определят экономическое развитие нашей страны. Единственное, что могу сказать — у нас неизменны подходы. Все социальные обязательства, которые государство на себя приняло, должны безусловно выполняться, и не могут зависеть от того, какой будет цена на нефть.

Когда мы будем говорить о проекте бюджета, мы должны подготовить бюджет таким образом, чтобы он не зависел от политики!»