Список депутатов Госдумы VIII созыва
Фракция Новости Мероприятия Медиа Пресс-служба
ГлавнаяМероприятия

Андрей Макаров: Три приоритета бюджета - социальные обязательства, развитие экономики и поддержка регионов

Фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ» подготовила свои предложения в проект Постановления Государственной Думы «О принятии в первом чтении проекта федерального закона «О федеральном бюджете на 2016 год» и об основных характеристиках федерального бюджета». В них зафиксированы основные позиции, которые, по мнению единороссов, должны быть отражены в проекте бюджета во втором чтении.

Сегодня, 11 ноября, в Госдуме состоялся брифинг, в ходе которого депутаты фракции подробно рассказали о проделанной работе.

Председатель комитета ГД по бюджету и налогам Андрей Макаров обратил внимание журналистов на три главных приоритета, которые фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ» сформировала при подготовке и рассмотрении проекта федерального бюджета на 2016 год: «Первое – это безусловное выполнение социальных обязательств. Второе – это определение точек роста, которые определят возможности и необходимость развития нашей экономики. Третье – это поддержка регионов».

По его словам, сейчас для выполнения приоритетов бюджета необходимо детализировать, «каким образом мы видим их решение».

«Например, Владимир Абдуалиевич (Васильев) говорил о поддержке регионов с помощью бюджетных кредитов. Я напомню – бюджетные кредиты мы стали использовать с 2014 года, когда были выделены в первый раз 100 миллиардов бюджетных кредитов из федерального бюджета для регионов. По ставке абсолютно символической – 0,1%.

В 2015 году таких бюджетных кредитов в соответствии с законом о бюджете было 310 миллиардов. Сейчас во внесенном законопроекте бюджета на эти цели заложено 140 миллиардов. Из них 120 уже при подготовке к бюджету были рассмотрены трехсторонней комиссией и распределены по методике между регионами. То есть регионы уже сегодня знают, на что им ориентироваться в рамках данной суммы. Но фракция ставит вопрос, и ее в этом поддержал Председатель Правительства, Председатель партии Дмитрий Анатольевич Медведев, об увеличении этой суммы до уровня прошлого года - 310 миллиардов. То есть, еще 170 млрд нам предстоит изыскать во втором чтении бюджета. Эту задачу мы должны решить.

В первую очередь, эти кредиты должны пойти на замещение коммерческих кредитов. Если учесть, что сегодня средняя ставка коммерческих кредитов составляет  от 12 до 14%, ставка бюджетных кредитов -  0,1% , здесь каждый может посчитать, какая сумма региональных средств освобождается в результате предоставления дополнительных указанных кредитов. То есть, это не просто кредиты, это живые деньги, которые получат регионы за счет того, что они смогут вернуть кредиты коммерческим банкам.

Сегодня коммерческие банки с удовольствием отдают кредиты регионам под гарантии государства. То есть, ничем не рискуя, под высокий процент, но тем самым перестают кредитовать экономику. Возвращение этих средств в банки означает то, что мы даем не просто дополнительный импульс, а практически создаем условия, когда банки, чтобы осуществлять свою деятельность, начинают кредитовать экономику.

2015 год показал, что этот механизм очень хорошо работает, мы считаем, что он должен быть сохранен и в следующем году».

Отдельно Андрей Макаров обратил внимание на то, что сейчас идет поиск дополнительных резервов для бюджета: «Очень важным вопросом мы считаем вопросы, связанные с поддержкой человеческого капитала – это образование, это больницы, здравоохранение и так далее. Ну, а что касается  школ, того, что начинается новая, действительно, амбициозная программа, в которую предлагается вложить 3 триллиона, - это безотлагательное условие. Но начало этой программы требует детальной проработки в регионах, надо определить, где и какие задачи надо решать в первую очередь. И здесь мы не только говорим о том, что мы должны обеспечить начало реализации этой программы уже в 2016 году, а следовательно изыскать необходимые средства на ее реализацию, но и должны точно определить потребность в этих средствах и ее приоритеты.

В первую очередь, этими приоритетами должны стать школы, которые находятся сегодня в аварийном состоянии, и те школы, где учащимся приходится учиться в три смены.

Дальше, эта серьезнейшая программа должна быть обеспечена средствами. Естественно, в те сроки, когда эти средства могут быть эффективно освоены. Начинаем, в любом случае, с 2016 года».

Также глава думского комитета рассказал о том, где фракция видит дополнительные резервы, которые могли бы обеспечить эффективное финансирование всех этих вопросов: «На самом деле резерв в бюджете огромный, об этом много говорила Счетная палата. И главным резервом является выполнение августовских поручений Президента РФ (о повышении эффективности бюджетных расходов). Приведу пример федеральной адресной инвестиционной программы. Мы помним, что это объекты, которые строятся в регионах - важнейшие объекты, о которых мы говорим «человеческий капитал» - больницы. Но очень интересно получается: каждый год – и мы видели это весной, когда впервые Дума рассмотрела вопрос, связанный с федеральной адресной инвестиционной программой, потому что право рассматривать ФАИПы было отобрано у парламента 10 лет назад, - мы видим, как объекты не достраиваются. И начинаются новые объекты, выделяются новые средства. Я могу привести совершенно, на мой взгляд, убийственную цифру: по данным Счетной Палаты, по исполнении бюджета 2014-2015 гг. на 1 октября 2015 года закончена реализация 20 объектов, что составляет меньше 3% объектов, которые должны были быть завершены в 2015 году. Вот эта цифра говорит обо всем.

Поэтому сейчас мы рассмотрим все объекты. Мы запросили всю необходимую информацию (сейчас мы стали ее получать и анализировать) по всем объектам на предмет наличия всей необходимой документации для начала строительства. Мы сосредоточим свое внимание на тех объектах, по которым необходимо завершить строительство в 2016 году. Естественно, мы проанализируем, что дороже - консервация объекта или его достроить. Мы исключим из программ те объекты, которые не обеспечены финансово, не обеспечены необходимой разрешительной документацией, необходимыми актами и экспертизами, и сроком исполнения которых не является 2016 год.

Все эти вопросы уже по сегодняшним прикидкам дают нам очень серьезную экономию. И в первую очередь эти средства будут направлены на достройку социальных объектов – в первую очередь, это больницы, учебные заведения и другие социальные объекты в регионах, ввод которых мы можем гарантировать в 2016 году. Наша задача изыскать средства на их завершение. Это будет сделано уже в проекте постановления Государственной Думы. И я думаю, что уже во втором чтении мы увидим реальные цифры и реальные объекты, на которые это пойдет.

Еще один важный вопрос с точки зрения эффективности расходования средств. Мы видим, как в бюджете выделяются деньги, которые не тратятся в течение года и потом благополучно изымаются из бюджета. По итогам этого года все эти средства ушли в резервный фонд, сейчас, поскольку это правило отменили, они пойдут на [покрытие] дефицита.

Мы полагаем, что это должно быть изменено. Скажем, только по сельскому хозяйству на сегодняшний день у нас действует 46 субсидий на поддержку различных отраслей. Сам по себе факт наличия десятков мертвых субсидий – это огромное количество дополнительной административной нагрузки. И уж точно проконтролировать выполнение – невозможно. Сегодня мы договорились, что уже в ходе бюджетного процесса мы начнем объединять эти субсидии. Все равно они идут в региональные бюджеты, регионы лучше знают, на что их направить».

Макаров также подробно рассказал о тех вопросах, которые, по мнению «ЕДИНОЙ РОССИИ» необходимо решить в бюджете-2016. В частности, это вопросы, связанные с обеспечением инвалидов техническими средствами реабилитации на следующий год. «Мы также считаем необходимым сохранить в рамках следующего года те вопросы, которые себя хорошо зарекомендовали. А именно: вопрос по созданию и ремонту спортивных залов в сельских школах и плоскостных спортивных сооружений в шаговой доступности. Мы считаем необходимым сохранить по ней весь объем финансирования.

Следующий вопрос –строительство бассейнов. Программа должна быть сохранена, ко второму чтению эти поправки будут внесены.

Необходимо найти средства на реализацию программы по восполнению дефицита мест в студенческих общежитиях. Это очень важный вопрос, который, мы считаем, необходимо решить в ходе подготовки бюджета. И эта проблема также ставится партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ».

Несколько слов о детских садах – программа, которая действовала последние 3 года, и в реализацию которой были вложены огромные средства, дала очень хорошие результаты. Но республика Крым и город Севастополь вступили в эту программу после того, как она началась. И, следовательно, нам необходимо сегодня обеспечить республику Крым и город Севастополь необходимыми средствами, с тем, чтобы они могли преодолеть вот это отставание. Эти средства также будет найдены в бюджете.

Вопрос поддержки наших ведущих вузов с точки зрения их конкурентоспособности как мировых научных центров, педагогических центров. Мы найдем средства и на поддержку Московского университета, и Санкт-Петербургского вуза и других ведущих вузов, это будет отражено в рамках второго чтения бюджета.

Обустройство президентских кадетских суворовских училищ и вопросы, связанные с государственной поддержкой общероссийских общественных организаций. Расходы бюджета подверглись общему сокращению на 10%. Но мы полагаем, что для ряда таких организаций - часть назвал Андрей Константинович (Исаев), но об одной не могу не сказать, это фонд поддержки детей, оказавшихся в трудной ситуации, из федерального бюджета софинансируется эта программа и ее также коснулось сокращение, - во втором чтении бюджета мы должны изыскать средства, чтобы на эти цели средства не сокращались.

И еще огромное количество не очень больших, но очень важных вопросов. Скажем, обеспечение деятельности национального заповедника «Херсонес Таврический» или поддержка Дальнего Востока, которая касается не только поддержки лесопромышленности, но и целого ряда предложений по поддержке Сибири и Дальнего Востока. Очень важный вопрос: открытие филиала Мариинского театра во Владивостоке. Мы профинансируем то, чтобы лучший театр страны пришел на Дальний Восток. Все эти вопросы найдут свое отражение в поправках к бюджету ко второму чтению.

Не могу не остановиться на вопросе о стипендиальном фонде. Вопрос очень спорный и часто говорят о том, что студенты должны зарабатывать себе на жизнь, а не жить на стипендию. Мы в свое время ездили для этого в стройотряды. И нельзя сказать, что тогда стипендия была намного больше, чем сейчас. Но мы все-таки предлагаем найти средства на индексацию стипендиального фонда. Обращаю внимание на точность формулировки: не на увеличение стипендий, а на индексацию стипендиального фонда - с тем, чтобы обеспечить направление средств этого фонда тем студентам, которые являются нуждающимися, которые оказались в сложной жизненной ситуации

Я могу называть много конкретных программ,  которые предлагаются – это и Дальний Восток, это и поддержка отраслей промышленности, это программа Карелии. Очень важные вопросы связаны с реализацией программ содействия субъектам и реализации целого ряда поручений Президента РФ. Но подробнее все эти аспекты будут освещены сегодня в 18 часов, когда комитет по бюджету начнет обсуждать свое заключение по бюджету».

Подводя итоги, Макаров сказал: «Это серьезный, тяжелый бюджет. 800 страниц текста (заключения комитета по бюджету – прим.ред.) – это просто анализ ситуации, абсолютно честный, в котором изложены мнения самых разных экспертов – представителей ведущих научных институтов, профсоюзов, промышленников». При этом, парламентарий обратил внимание на то, что все эксперты, присутствовавшие на заседании, высказались за принятие проекта бюджета в первом чтении: «Каждый из них (независимо от занимаемой позиции) на вопрос о принятии бюджета заявил, что бюджет, безусловно, принимать надо, потому что непринятие бюджета повлечет за собой самые страшные экономические последствия. И также все они сказали, что в существующих условиях тот вариант бюджета, который представлен, представляется им если и не оптимальным, то наилучшим из всех возможных. Эти два вывода подтвердили все».

«Все эти мнения, а также заключения Счетной палаты и Центрального банка, будут учтены и размещены в информационной системе АСОЗД, и каждый сможет с этими документами ознакомиться», - заключил Андрей Макаров.