Список депутатов Госдумы VIII созыва
Фракция Новости Мероприятия Медиа Пресс-служба
ГлавнаяМероприятия

Депутаты фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ» обсудили с министром просвещения закон о воспитательной составляющей в образовании

Депутаты фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ» обсудили с министром просвещения закон о воспитательной составляющей в образовании
ФОТОРЕПОРТАЖ

В пятницу, 19 июня, депутаты фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ» в Госдуме провели рабочее совещание в режиме видеоконференции с министром просвещения РФ Сергеем Кравцовым по проекту федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся», внесенному Президентом России Владимиром Путиным. 

Первое чтение законопроекта о воспитательной составляющей в образовании, как сообщил Руководитель думской фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ» Сергей Неверов, состоится уже 23 июня.

«Актуальность вопроса очевидна, достаточно вспомнить акты вандализма и проявления неуважения к памятникам, посвященным героям Великой Отечественной войны (танцы на монументах, жарка шашлыков на Вечном огне и все подобное), активное втягивание молодых в деструктивные асоциальные движения, организованные криминалом, неонацистами, антиобщественными элементами», - заявил Сергей Неверов. - Я уверен, что человек, которого бы воспитывали в соответствии с принципами уважения к государству и обществу, памяти защитников Отечества и его Героям, закону и правопорядку, принципами взаимного уважения и бережного отношения к родной культуре, на подобные действия не пошел бы никогда».

Он отметил, что во внесенных поправках дано достаточно подробное разъяснение того, что есть воспитание обучающихся, какая база должна лежать в его основе. «Тот вектор, то направление, которое задал Владимир Владимирович Путин, поднимет воспитательную работу на новый уровень, даст нам возможность уже на этапе школы закладывать в молодое поколение те ценности и идеалы, которые во все времена были надежной опорой стабильности, процветания и безопасности нашей Родины», - резюмировал Неверов.

О том, что такой закон должен появиться, говорилось многократно, напомнил Первый замглавы фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ» Андрей Исаев. «Мы сами пытались подступиться к созданию подобного закона группой депутатов фракции. Сейчас очень важно в качестве основы принять то, что предложил Президент, и двигаться дальше в этом направлении», - считает он.

Говоря о своем опыте преподавания истории в школе, Исаев признал, что не принадлежал в тот момент к числу поклонников государственной идеологии и его не всегда вдохновлял тот факт, что нужно писать образовательную, воспитательную и развивающую цели урока по предмету. «Но я застал начало 90-х годов, когда официальная государственная идеология исчезла. Что же произошло? Произошло то, что гуманитарные предметы преподавать стало почти невозможно, - констатировал он. - Они моментально рассыпались на бессистемные и несвязанные между собой факты и слова. Выяснилось, что преподавать гуманитарные дисциплины, не опираясь на идеал, не ставя перед собой воспитательные задачи, невозможно. Почему мы учим это, а не это? Почему надо запоминать таких деятелей, а не таких? Почему данное событие должно интерпретироваться, как положительное или как отрицательное. Не имея ответов на эти вопросы, то есть не имея по сути дела воспитательной цели, мы не можем решить и образовательные задачи».

По его словам, без этого закона, без наличия единой программы серьезные учителя практически на свой страх и риск занимались воспитательной работой в соответствии со своей мудростью и опираясь на свой опыт и свое внутреннее понимание. «Сейчас им на помощь, по сути дела, должно прийти государство, которое даст им в руки примерный инструментарий», - сказал Исаев.

«Надо объяснять, что закон не может описывать всего. Он ставит цель и обозначает инструменты, но к этим инструментам прилагается конкретное содержание. Очень важно, чтобы в соответствии с нашим Регламентом к третьему чтению основные подзаконные акты, во всяком случае, изложение их содержания, того конкретного инструментария, были у нас на руках. Чтобы мы обсуждали не только формальные положения, но и фактически включились в обсуждение содержания», - обратился он к министру.

По словам Председателя комитета ГД по образованию и науке Вячеслава Никонова, законопроект имеет очень большое значение, потому что «самочувствие нации во многом зависит от того, как воспитана молодежь». «Великие державы, говорил как-то Арнольд Тойнби, либо кончают свою жизнь убийством, либо самоубийством. Причем, самоубийством гораздо более часто. У нас были самоубийства в истории нашей страны, вызванные просто комплексом неполноценности. В 1917 году, в 1991 году. Мы просто уничтожали нашу страну потому, что не верили в нее. Вот эти недостатки воспитания сказываются. Сейчас мы видим, что происходит на Украине, когда за 25 лет переформатировали сознание таким образом, что русские стали убивать русских за то, что они говорят по-русски. Вот цена недоработок в воспитательной сфере. Вообще вопросы эти недооценивать ни в коем случае нельзя», - убежден парламентарий.

У нас цивилизация с тысячелетними корнями, цивилизация, которой можно гордиться, продолжил Никонов. «И любая нация - это память, это памятники, герои, это традиции, верования, это то, что составляет, собственно, основу национального существования. Исключительно важно защитить память о нашей истории, цивилизации, подвигах предков, о нашей Великой Победе. Президент нам напомнил о том, что Россия - это отдельная цивилизация, которой есть, чем гордиться», - отметил он.

В своем заключении на законопроект комитет обратил внимание на два вопроса. «Это необходимость участия в разработке конкретных программ воспитательной работы советов учащихся и родительских комитетов. И второе – соответствующая финансовая политика, - сказал Никонов. - С обучением все в порядке. Обучение у нас все «осмечено» и предусмотрено в бюджетах субъектов Федерации. Что касается воспитания - вся эта работа, к сожалению, до настоящего времени строилась на энтузиазме и рассматривалась как не самая главная часть процесса образования. А на самом деле это важнейшая часть процесса образования. И, конечно, требуется соответствующая финансовая подпитка. Чтобы была возможность у людей работать и создавать соответствующие программы».

Вячеслав Никонов добавил, что по законопроекту возражений не было как со стороны фракций Госдумы, так и со стороны регионов. Парламентарий полагает, что инициатива Президента может быть принята уже в эту сессию. «Затем закон потребует очень серьезной работы по подготовке федеральных государственных образовательных стандартов и программ воспитания», - заключил Никонов.

В ходе совещания депутаты фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ» задали вопросы министру. Член комитета по образованию и науке Алена Аршинова подчеркнула, что в воспитательной функции крайне важны авторитет и уважение воспитателя, имеющего достаточно возможностей и влияния на воспитуемых для осуществления воспитательной функции. «Поэтому чтобы учителя могли эффективнее осуществлять воспитательную функцию в отношении своих подопечных, необходимо обеспечить им достойный статус, повысить уровень защиты прав учителя перед родителями учеников и перед самими учениками, - считает она. - Есть предложение рассмотреть в качестве дополнительного полномочия школ возможную санкцию к трудным подросткам или к конфликтующим с учителями родителям – право администрации школы по согласованию с родительским комитетом перевести ученика на временную дистанционную форму обучения (с возможностью в последующем отмены такого решения). Само наличие такого полномочия станет важной мерой профилактики конфликтных ситуаций в школах».

В целом, заявила Аршинова, нужно системно повышать статус педагога, включая улучшение условий труда, снижение бюрократической нагрузки, повышение зарплаты, принятие мер профреабилитации, оздоровления.

Комментируя, министр просвещения РФ согласился с тем, что этот вопрос очень актуален.

Член комитета по образованию и науке Алексей Загребин отметил, что важным условием успешной реализации законопроекта, может стать мониторинг условий осуществления воспитательной работы в образовательных организациях. «Подчеркну, именно условий, а не личностных достижений и результатов. Как вы считаете, возможен ли, необходим ли нам, такой исследовательский инструмент как мониторинг?», - спросил он.

По словам Кравцова, такой мониторинг необходим. «Смотреть условия нужно, и мы будем это делать», - сказал министр.

Депутат Госдумы от Тюменской области Анатолий Карпов считает необходимым внести изменения в законодательство, которые позволят не имеющим профильного педагогического образования специалистам преподавать в школах. Например, спортсменам вести уроки физкультуры. «Вопрос надо обсуждать, но хочу сказать, что первый шаг в этом направлении сделан, - сказал Кравцов. - Недавно в соответствии с поручением Президента нами был разработан закон (он уже подписан главой государства) о праве студентов (и не только студентов педагогических вузов) начиная с третьего курса работать в системе дополнительного образования детей».

В Минпросвещения также поддержали идею «ЕДИНОЙ РОССИИ» о создании социокультурных центров на селе. Вопрос могут рассмотреть на заседании Госсовета по образованию, которое пройдет в сентябре, сказал в ходе совещания министр. «Мы обсуждали вашу идею о создании социокультурных комплексов в селе, которые будут совмещать и школы, и культурные, и медицинские центры. Мы ее абсолютно поддерживаем и дальше будем продвигать вместе с вами», - заявил Кравцов, обращаясь к Руководителю фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ».