Список депутатов Госдумы VIII созыва
Фракция Новости Мероприятия Медиа Пресс-служба
ГлавнаяНовости

Госдума приняла в первом чтении пакет законопроектов, реформирующих политсистему

Государственная Дума РФ на пленарном заседании во вторник, 28 февраля, рассмотрела в первом чтении три президентских законопроекта, направленных на реформирование политической системы России. В их числе – законопроект об упрощении регистраций политических партий, законопроект об отмене сбора подписей для партий, участвующих в выборах в представительные органы всех уровней, а также сокращающий количество подписей, необходимых для участия в выборах президента РФ. Кроме того, рассмотрен законопроект о прямых выборах губернаторов.

В обсуждении президентских законопроектов приняли участие представители непарламентских партий. От партии «Патриоты России» на пленарном заседании присутствовал Сергей Глотов, от «Правого дела» - Андрей Дунаев и от «Яблока» - Сергей Митрохин. Кроме того, по рассматриваемым законопроектам выступил член Общественной палаты Иосиф Дискин. Также на заседании присутствовали представители рабочей группы при Администрации президента по совершенствованию избирательного законодательства и законодательства о политических партиях.

В частности, в ходе обсуждения представители непарламентских партий высказали сомнение в оправданности количества в 500 человек, достаточного для регистрации политических партий. По словам полномочного представителя президента РФ в Госдуме Гарри Минха, вопрос «не в логике количественных параметров», а в том, что та или иная общественная сила, которая будет себя регистрировать как политическую партию, «будет реальным игроком в реальных политических событиях». Он напомнил, что во многих развитых странах вообще нет института членства, а в некоторых государствах для регистрации партии достаточно 50-100 человек. «Вопрос не количества, а качества участия в политической действительности», - заявил Минх.

Однако оппозиция настаивала, что после принятия законопроекта каждый олигарх сможет иметь свою политическую партию. Минх снова напомнил о качестве деятельности общественной или политической силы: «Если это реальная политическая сила, ее за деньги не купишь».

«Если это никому не нужная дырка от бублика, то ни один нормальный человек на это деньги тратить не будет, - отметил представитель президента. – Поэтому ваши опасения, может быть, вызваны другими причинами, которые вы в своем вопросе не формулируете? Для примера: в Мексике существует предварительная и окончательная регистрация. Предварительная – ты заявился, тебя зарегистрировали, а если ты в течение какого-то времени свою политическую активность практикой не подтверждаешь, то окончательной регистрации не получаешь».

Как отметил в ходе обсуждения первый заместитель председателя комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций Сергей Попов, необходимо подумать, стоит или нет обязывать партии прописывать в свои уставы норму требования к численности региональных отделений. Отметим, в законе требование к численности реготделений не прописывается, право определить их численность предоставляется самим партиям.

«Норма будет действовать не только для вновь регистрируемых партий, но с 1 января 2013 года и для всех остальных. Но тогда возникает вопрос, сколько мы даем времени партиям, чтобы привести свои уставы в соответствие: полгода, год, два года?» - спросил Попов.

Правомерность вопроса отметил Минх. По его мнению, на переходный период партиям можно дать год. Этого срока хватит и новым партиям, и уже действующим, которые насчитывают и 40, и 50 тысяч членов. «Думаю, что они требованиям своих уставов и сейчас соответствуют», - предположил Минх. Однако с учетом проведения съездов, добавил полпред президента в Госдуме, речь может идти о годе.

При обсуждении нормы законопроекта об отмене сбора подписей избирателей на выборах в представительные органы и снижения их числа на выборах президента РФ член комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Сергей Фабричный поинтересовался, принципиален ли подход, устанавливающий порог в 100 тысяч подписей, необходимых при регистрации кандидата в президенты от партии и 300 тысяч – при регистрации самовыдвиженцев. Парламентарий отметил, что сегодня действует одинаковый для обоих случаев порог в 2 млн.

Минх отметил, что политические партии, представленные в Госдуме, и сегодня имеют право не собирать подписи за своего кандидата. Не представленные в нижней палате парламента подписи собирают. За первыми, отметил Минх, стоит несколько миллионов избирателей, «они доказали и подтвердили свою электоральную состоятельность». Поэтому, устанавливая количество необходимых подписей, разработчики законопроекта также имели в виду состоятельность «некой политической силы». Об аналогичной состоятельности идет речь и в случае самовыдвижения, при этом, в данном случае за плечами кандидата не будет даже механизма регистрации, который проходит политическая партия, имеющая постоянных членов.

Кроме того, оппозиция высказала мнение, что прямые выборы губернаторов могут стать причиной разрушения самой системы Федерации. На это Минх напомнил, что Российская Федерация – «это демократическое государство, а демократия – это народовластие, об этом говорится в Конституции». «В частности говорится, что высшими формами прямой демократии являются свободные выборы и референдум. Поэтому, я думаю, что мы идем абсолютно точно в логике основ конституционного строя Российской Федерации», - заявил Минх.

Также в ходе обсуждения был затронут вопрос, какой формат консультаций с президентом будет предусмотрен в законопроекте о выборах губернаторов. Минх отметил, что эта норма «касается только тех кандидатов, которые выдвигаются политическими партиями». «В отношении самовыдвиженцев таких консультаций нет», - подчеркнул он.

Также Минх напомнил, что, к примеру, сегодня в отношении процедуры консультаций «действует указ президента, который детально регламентирует процедуру выдвижения кандидатов соответствующими политическими партиями и процедуру рассмотрения этих кандидатур президентской стороной». По его мнению, «в определенной степени можно будет провести аналогию».

Представитель президента отметил также, что боязнь партий процедуры консультаций напрасна, так как речь идет о консультациях с лицом, прошедшем процедуру всеобщих выборов. «Не доверять процедуре обсуждения тех или иных кандидатур с главой государства, мне кажется, это опасение в народе называется «дуть на воду, обжегшись на молоке», - отметил Минх.

Еще одно пожелание оппозиции – прописать в законопроекте о выборах губернаторов, что все выборы должны пройти не позднее, чем через полгода после вступления закона в силу. На это Минх отметил, что нерационально прекращать досрочно полномочия лиц, нахождение которых на своих должностях урегулировано действующим на данный момент законодательством.

«Хочу вам напомнить, что в тот период, когда существовали прямые выборы губернаторов – до 2004 года, когда уже вступил в силу закон, которым они прекращались, - последние выборы губернатора проходили в январе 2005 года в Ненецком автономном округе. Почему? Потому что на момент вступления в силу нового федерального закона, выборы уже были назначены. Эту логику мы сохраняем и сейчас. Там, где лица в рамках действующего законодательства приступили к исполнению своих обязанностей, они имеют абсолютное право и возможность доработать до конца, если они сами не пожелают иного варианта решения этого вопроса», - заявил Минх.

По мнению члена комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Владимира Васильева, необходимо четче предусмотреть механизм народовластия в вопросе отрешения губернатора от должности. «Каким образом предусматривается участие населения в вопросах отрешения, какая предусмотрена процедура», - уточнил он.

По словам Минха, основные требования к процедуре отзыва по инициативе избирателей предусмотрены в редакции законопроекта, включая и количество лиц, от которых инициируется отзыв. Также в законе устанавливаются гарантии, обеспечивающие избирателям право высказывать свое отношение к работе губернатора. Между тем, согласно законопроекту, губернатор должен проработать минимум год, чтобы, по словам Минха, у него была «своя кредитная история», согласно которой народ бы и решал, исчерпал губернатор кредит или еще может поработать на своем посту.

«Более детальный порядок процедуры отзыва – это предмет нормативно-правового регулирования, предусмотренного законами субъектов», - сообщил Минх.

Добавим, за принятие трех президентских законопроектов в первом чтении голосовало всего 443 депутата. «За» либерализацию процедуры регистрации политических партий высказался 441 депутат, «за» освобождение партий от сбора подписей на выборах в представительные органы власти и снижение количества подписей на президентских выборах – 443 депутата и 442 парламентария сказали свое «да» законопроекту о прямых выборах губернаторов.