Список депутатов Госдумы VIII созыва
Фракция Новости Мероприятия Медиа Пресс-служба
ГлавнаяНовости

Игорь Руденский: Сегодня технологии развиваются и меняются очень быстро

Сегодня, 14 марта 2012 года, в Государственной Думе состоялось совместное заседание социально-консервативного клуба «Гражданская платформа» и Подкомитета по модернизации, государственным инвестициям и резервам, развитию инфраструктуры Комитета ГД по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству на тему: «Законодательное стимулирование модернизации и инноваций, развития инфраструктуры; повышение эффективности госинвестиций».
Открывая заседание, координатор социально-консервативного клуба «Гражданская платформа», член Комитета  Игорь Игошин отметил:
«Государство в последние годы прилагало немало усилий, чтобы поддержать сектор инноваций и науку.
Так, в 2000-м году расходы федерального бюджета на науку составляли 17 млрд. рублей. В 2010-м – 238 млрд. Рост – в 14 раз.
Если смотреть внутри этих сумм, то наибольший рост связан с прикладными исследованиями, т.е. именно с инновациями. Эти расходы выросли за десятилетие в 17 раз.
Увеличилось не только финансирование. Можно сравнить число патентов. Это, кстати, параметр, используемый во всем мире. В 2000-м году российским заявителям было выдано 14 тысяч патентов на изобретения. В 2010-м – 21 тысяча, т.е. в полтора раза больше.
Увы: я не уверен, что в этом зале мы найдем оптимистов, которые бы могли сказать, что с инновациями и с наукой у нас все хорошо. Проблем здесь очень много.
Простой факт. Бюджетные расходы на науку сильно возросли. В процентах ВВП они увеличились на 0,33%.
В то же время общие расходы России на исследования увеличились только на 0,11% ВВП. Получается, что пока доля инвестиций федерального бюджета росла, доля других участников инновационного процесса снижалась.
В итоге сейчас на негосударственные компании приходится всего 20% расходов на НИОКР. А в развитых странах на частный сектор приходится две трети таких инвестиций.
Каков же вывод? Он прост. Мы должны искать дополнительные способы мотивировать бизнес к инновационной активности. И – поддерживать тех, кто такую работу ведет, создавая инновационную инфраструктуру.
Одно из интересных предложений здесь – законопроект «О государственной поддержке инновационной деятельности в Российской Федерации». Он внесен большой группой депутатов, там всего 30 подписей. Законопроект, в частности, устанавливает исчерпывающий перечень видов государственной поддержки инновационной деятельности. Он также концентрирует такую поддержку, прежде всего, на наиболее важных направлениях, и на этапе создания инновационных продуктов – именно там, где она нужна.
Но наша работа, конечно, не будет ограничиваться только теми законопроектами, которые уже находятся на рассмотрении. Уже в ближайшее время, возможно этой весной, Государственной Думе предстоит рассмотреть ряд очень значимых для делового климата документов.
Так, Правительство должно внести в Государственную Думу законопроект, предусматривающий создание федеральной контрактной системы. Здесь главное: добиться, чтобы доступ к госзаказу (а равно и заказам крупнейших государственных компаний и корпораций) получил максимально широкий круг добросовестных поставщиков. В т.ч. – малый и средний бизнес. Государству это даст серьезную экономию бюджетных ресурсов. А для бизнеса будет означать формирование полноценной конкурентной среды. И – возможности для развития, поскольку общий объем таких закупок составляет до 14 трлн. рублей в год.
Далее. В период весенней сессии ожидается внесение законопроекта, предусматривающего снятие ограничений на участие иностранных граждан и юридических лиц, а также институтов развития в уставном капитале малых и средних предприятий.
Еще один важный для малого бизнеса вопрос – упрощение доступа к покупке и аренде недвижимости для малых предприятий. Необходимо дальнейшее упрощение порядка реализации их преимущественного права на выкуп арендованного государственного и муниципального имущества. Я надеюсь, что в течение этой сессии такой законопроект также будет внесен».
Председатель Комитета ГД по экономической политике инновационному развитию и предпринимательству Игорь Руденский, в свою очередь, заметил, что "когда мы говорим о создании 25 миллионов рабочих мест, нужно не забывать, что у нас огромное количество предприятий и отраслей, которые, модернизируясь,  привлекут и высокотехнологичные кадры, и, соответственно, высокотехнологичное оборудование. Этой стороне нужно уделить как можно больше внимания, поскольку у нас сегодня еще огромное количество секторов экономики, таких как легкая промышленность, автомобилестроение, тяжелая промышленность – испытывают определенные трудности именно с модернизацией. И мы должны им в этом помочь и привлечь туда  молодые высококвалифицированные кадры.
Рождение новых производств, новых технологий поможет привести к появлению в экономике новых высокотехнологичных секторов. Это важно, потому что сегодня технологии развиваются и меняются очень быстро. В течение 10-15 лет технологии устаревают.
Если мы обеспечим поступательную модернизацию наших производств, мы можем получить рождение новых секторов, где еще сегодня может быть, даже ведущие экономические державы имеют недостаточно большое преимущество. В заключение хотелось бы сказать, что работа нашего подкомитета с привлечением усилий экспертного сообщества, представителей бизнеса будет направлена на реализацию поставленной задачи по преодолению технического отставания и обеспечения стабильного поступательного инновационного развития российской экономики.
Член Комитета по экономической политике, представитель фракции «Справедливая Россия» Илья Пономарев отметил тот факт, что "определенная рамочная система инновационной поддержки Правительством Российской Федерации на сегодняшний день уже создана, т.е. создана определенная система инвестиций в инновации и нормативная база. И сейчас мы находимся в той фазе, когда фокусироваться на рамочном законодательстве уже контрпродуктивно. Теперь нам надо сделать несколько совершенно конкретных шагов, которые были бы направлены на эффективное использование государственных инвестиций. Во-первых, законодательно закрепить обязанность государственных компаний вкладывать деньги в инновационные продукты российских инновационных компаний. Во-вторых, развивать фондовый рынок, т.е. нормативным образом заставить государственные компании держать часть резервов на фондовом рынке в ценных бумагах. Так как например китайцы подняли свой фондовый рынок".
По словам директора Департамента государственной научно-технической политики и инноваций Минобрнауки России Александра Викторовича Наумова, создаваемая на базе Подкомитета рабочая группа по работе над законопроектом «О государственной поддержке инновационной деятельности в Российской Федерации» должна в обязательном порядке учесть те замечания, которые по линии Правительства были предложены Минобрнауки России, которые касаются налоговых льгот. По словам Наумова, исходя из отраслевой системы нашего законодательства, говорить о просто налоговой льготе в этом законе, не получается. Закон, видимо, должен содержать соответствующие изменения в налоговый кодекс, иначе там останется одна фраза - о налоговых льготах в соответствии с предусмотренным законодательством РФ. Хотелось бы все-таки эти налоговые льготы иметь».
Член Комитета по экономической политике Александр Четвериков, завершая заседание, отметил, что "необходимость принятия закона «О государственной поддержке инновационной деятельности в Российской Федерации» продиктована приоритетом инновационной политики в России. Когда мы сейчас говорим, что является наиболее важным, то вспоминаем об инновациях и тут же понимаем, что государство не нашло возможности, до определенного момента, уделить этому направлению столь значимое внимание. Но сейчас депутатам, совместно с профильными ведомствами, необходимо активизировать работу по подготовке этого законопроекта, который бы обеспечил России необходимый технологический прорыв".