Список депутатов Госдумы VIII созыва
Фракция Новости Мероприятия Медиа Пресс-служба
ГлавнаяНовости

Патриотическая платформа: Закон о парламентском контроле необходим

Парламентский контроль является важнейшим инструментом народного представительства, элементом обеспечения баланса, сдержек и противовесов различных ветвей власти, заявила координатор Государственно-патриотической платформы, председатель комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая. По ее словам, ценность предложенного законопроекта заключается не только в том, что он носит системообразующий характер, но и в том, что он содержит принципиальные новации, которые ранее никем не предлагались и не рассматривались.

Парламентский контроль является важнейшим инструментом народного представительства, элементом обеспечения баланса, сдержек и противовесов различных ветвей власти, заявила координатор Государственно-патриотической платформы, председатель комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая. По ее словам, ценность предложенного законопроекта заключается не только в том, что он носит системообразующий характер, но и в том, что он содержит принципиальные новации, которые ранее никем не предлагались и не рассматривались.

«В действующем законодательстве уже существуют различные формы парламентского контроля, - отметила председатель комитета. - Речь идет о ежегодном отчете правительства в Госдуме, отказе в доверии правительству, утверждении указов о ЧП, назначении на должности судей конституционного, верховного судов, парламентском запросе и парламентском расследовании и другие. Всего существует 26 таких полномочий. Рассматривая перспективы развития парламентского контроля, необходимо принять базовый закон, который даст терминологические, юридические, технические определения».

Законопроект предлагает, в частности, проводить антикоррупционную экспертизу по всем законопроектам, уточнила депутат. Кроме того, предлагается сделать обязательной процедуру направления в Госдуму в трехмесячный срок отчета или информации о том, разработаны ли соответствующие подзаконные акты или нет, и насколько они соотносятся с ранее принятыми законами.

«Третья новелла касается обязательного рассмотрения на заседаниях профильных комитетов материалов Счетной палаты РФ, - уточнила Яровая. – В тех случаях, когда по итогам проверки выявляются факты, дающие основания правовой оценки, депутаты могут инициировать вопрос о парламентском расследовании».

Председатель комитета также сообщила, что депутаты смогут принимать участие в работе правительственных комиссий, которые сегодня создаются по различным событиям и ситуациям, имеющим значительный общественный резонанс. Кроме того, депутаты, входящие в наблюдательные советы госкорпораций, теперь будут информировать профильные комитеты о том, как они работают в наблюдательных советах, насколько они реализуют свои полномочия как представители парламента, то есть вводится процедура обязательного отчета.

«Этот закон мы предлагаем как ориентир, как модель для принятия решений для региональных и местных парламентов, - сказала Яровая. - 19 субъектов, не дожидаясь пока появится федеральный закон, в рамках своих полномочий предпринимают меры к тому, чтобы законодательно урегулировать эти вопросы. Не связывая их по рукам и ногам, мы создаем некий формат общего взаимодействия».

Как заявил заместитель председателя комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Виктор Звагельский, парламентский контроль должен осуществляться на основе единых подходов как на федеральном, так и на региональном и муниципальном уровнях.

«Сегодня необходимо вводить систему парламентского контроля во всей стране. Система парламентского контроля должна работать в едином ключе по всей стране. Она должна работать как на федеральном, так и на муниципальном и региональном уровнях», - отметил Звагельский.

В свою очередь, первый заместитель председателя комитета Госдумы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Рамазан Абдулатипов отметил, что необходимо продумать, какое место будут занимать контрольные органы в рамках реализации парламентского контроля. «В России создано более 60 контролирующих организаций, - заметил депутат. - И эти институты довольно успешно работают. Может быть, стоит внести изменения в этот закон и сделать одну главу предварительную о парламентском контроле. Прописать, что, если парламентский контроль выясняет необходимость расследования, переходим к следующему этапу. То есть, нужно не разбрасываться, а сконцентрировать свои усилия по выяснению сути тех или иных процессов и явлений».

Парламентский контроль будет неполным, если в рамках закона не будет прописаны процедуры контроля за самими депутатами, считает депутат Госдумы Николай Гончар. «Общество должно осознать, что мы хотим навести порядок, и начать наводить его надо с себя. Депутаты должны вводить контроль над собой. Надо продумать механизмы», - отметил он. Как считает парламентарий, "мы должны противопоставить процедуре правительственной антикоррупционной экспертизе предложить свою - депутатскую".

По мнению первого зампреда комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций Сергея Попова, законопроект впервые системно показывает все виды и формы парламентского контроля. Между тем, его необходимо рассматривать только системно, надо вносить поправки в закон о статусе депутатов и в закон о правительстве. «Было бы неплохо подготовить перечень законов, куда необходимо вносить изменения вместе с принятием закона о парламентском контроле. Если этого не сделать, он будет просто декларацией. Если мы хотим, чтобы система работала, необходимо вносить изменения в 10-15 законов», - сказал Попов.

По словам депутата, в закон о парламентском контроле должны входить все виды и формы парламентского контроля. «До этого законопроекта, к сожалению, обсуждались отдельные виды контроля», - заметил он. По его мнению, одним из видов парламентского контроля может стать парламентское расследование. Хотя, подчеркнул парламентарий, не надо забывать, что расследование - это только один из видов и механизмов парламентского контроля.

"Мы обязательно должны уйти от возможности наделить депутатов функциями следователей, - заявил председатель Мосгордумы Владимир Платонов. - Кроме того, мы должны вести речь не только о новых формах парламентского контроля, но и систематизировать уже имеющиеся". При этом он предложил посмотреть на 19 законов, которые уже действуют в регионах.

Одна из новаций в концепции реформы парламентского контроля по поводу создания совместных с парламентом межведомственных комиссий - это наиболее оперативное реагирование государства на все негативные проявления в нашей жизни, будь то чрезвычайная ситуация, нарушения со стороны органов государственной власти, катастрофа, заявила депутат Госдумы Вячеслав Тимченко. "Это наша с вами обязанность перед избирателями", - сказал он.

По мнению завкафедрой общей политологии Высшей школы экономики Леонида Полякова, необходимо обозначить, что парламентский контроль является не единственной формой контроля в России. «Это всего одна из форм контроля. Существует еще контроль граждан и органов власти за соблюдением законодательства», - заметил он.

«Депутаты фракции «Единая Россия», члены Государственно-патриотической платформы, участвовавшие в обсуждении, занимают единую позицию: закон необходим. Он будет вноситься в Госдуму в пакете с поправками в действующее законодательство», - заявила Ирина Яровая, подводя итоги заседания.