Список депутатов Госдумы VIII созыва
Фракция Новости Мероприятия Медиа Пресс-служба
ГлавнаяНовости

Дегтярев: Вокруг системы образования скопилось много мифов

Информация о введении платного образования является «чистопородной уткой», как и многочисленные мифы об ЕГЭ. Об этом заявил глава комитета Госдумы по образованию Александр Дегтярев в среду, 6 июня, на пленарном заседании нижней палаты парламента:

Добрый день, уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Сегодня особый День для нашего Отечества любезного - день рождения великого поэта России Александра Сергеевича Пушкина. День русского языка, согласно указу Президента Российской Федерации.

Сегодня мы, кстати, будем принимать Заявление Государственной Думы "О русском языке". Это очень важно и символично. И мы, люди, живущие в XXI веке, и те, кто считают, а многие и являются истинными патриотами - своей страны, безусловно, не можем быть в стороне от темы патриотизма и его проявлений в разных общественных сферах. Это, как видим, прозвучало уже и в выступлениях моих предшественников на этой трибуне. Каждый, естественно, видит проблему со своего ракурса, с учетом своего опыта и знания предмета. На мой взгляд, лучше всего, конечно, если о предмете говорят специалисты.

Система образования страны, охватывающая только в своей непосредственной области свыше 40-а миллионов человек, учащихся, педагогов всех ступеней образования, это своего рода лакмусовая бумажка для множества общественных процессов государства. А потому она важна со всех точек зрения, ибо аккумулирует в себе взаимодействие всех трёх участников процесса: государства, общества и личности.

Дилетанты, как правило, выхватывают из общесистемного процесса отдельные факты, события и примеры, строят на них свои домыслы и представления. Так рождаются мифы.

Миф о платном образовании, что является "чистопородной уткой", сознательно запущенной политтехнологами специально для того, чтобы дестабилизировать обстановку в обществе. Ещё раз повторяю, что это антиконституционно, и никто не намерен этого делать. Государство обязано и будет давать своим несовершеннолетним гражданам бесплатное полное общее образование в пределах федеральных государственных образовательных стандартов.

Миф второй. Что в этих стандартах всего два предмета и физкультура. Неправда. Значит, здесь у меня есть этот федеральный государственный образовательный стандарт, там всё, что нужно молодому поколению для того, чтобы, как называется, встать на крыло.

Миф третий. Что число студентов-бюджетников сокращается. Даже притом, что фактическое количество выпускников школ сократилось у нас с полутора миллионов до 790 тысяч по причине "лихих" 90-х годов, это сделать невозможно, только разве сознательно и, грубо нарушив закон, обязывающий госзаказ выполнять в пределах некой условной цифры, 170 студенческих мест на 10 тысяч населения. А фактически их больше - 205-210.

И, наконец, небезызвестный миф о ЕГЭ. ЕГЭ - это зло. Зло, порождённое бестолковой верхушкой образовательной системы. ЕГЭ - это порождение коррумпированной власти, стремящейся разрушить устои и принципы традиционной советской и российской системы образования.

Этот миф используется для манипуляции общественным мнением, обрастает слухами и до сих пор жив, хотя на дворе уже XXI век. И за десятилетия опыта очень много изменилось.

Для начала скажу, что система тестирования применяется во всём мире каждой крупной и средней корпорацией, во всех компаниях нашей страны. Без этого просто невозможна ни подготовка, ни аттестация кадров.

С 2007 года изменились подходы к организации этой государственной итоговой аттестации, содержанию КИМов, контрольно-измерительных материалов, которые, кстати говоря, рецензируют известные учёные из Российской академии наук, из Российской академии образования, ведущие специалисты и педагоги» лидеры школьного образования из различных регионов нашей страны.

Конечно, сегодняшний праздник для учителей русского языка и их учеников идёт рука об руку с тревогой ожидания итогов единого государственного экзамена по русскому языку, который прошёл 31 мая.

По данным Рособрнадзора, в этом году на участие в ЕГЭ по русскому языку было принято свыше 870 тысяч заявок. Из них от выпускников текущего года более 790.

Для организации ЕГЭ по русскому языку было задействовано более 6,7 тысяч пунктов приёма экзаменов, в которых работали свыше 217 тысяч организаторов. На ЕГЭ по русскому языку было аккредитовано более 18 тысяч общественных наблюдателей. Это новое проведение ЕГЭ.

В качестве границы положительного результата сдачи экзамена по русскому в 2012 году установлено 36 баллов. Это, конечно, не тот уровень государственного языка, которым мы можем гордиться. То есть изменилось многое. Но остаётся неизменным лишь одно - конституционное право, а с ЕГЭ ещё реальная возможность всех без исключения детей, выпускников школ, получать высшее или иное профессиональное образование во всех без исключения университетах и колледжах страны.

И бессмысленно спорить с этим, хотя бы уже потому, что, к примеру, по свидетельству ректора Московского государственного университета имени Ломоносова академика Садовничего, мест в общежитиях этого ведущего и крупнейшего университета страны, в последние годы не хватает. Понаехали, значит, в Первопрестольную, Санкт-Петербург новые Ломоносовы. Возможно, это, конечно, не очень нравится тем, кто раньше мог пристроить своих чад, имевших вместо высоких знаний высоких покровителей, на бюджетные места. Ну что ж, нынче другое время.

А, кстати говоря, это время диктует нам и иные подходы к реформированию самой системы образования. Пора, на мой взгляд, отойти от практики точечных решений и перейти к системному подходу и стратегическому прогнозированию и программированию устойчивого развития системы образования. При этом мы должны, безусловно, учитывать как внешние факторы воздействия на систему, так и внутренние. Внешние - это, в целом, неизбежные процессы глобализации, их проявление Болонский процесс и ВТО, а внутренние - демографию и целый ряд других проблем. И отсюда драйверами или приоритетными векторами современного развития, отвечающими на эти вызовы, если угодно, "паровозами" системы, на мой взгляд, является майский пакет указов Президента России о долгосрочной государственной политике в области образования и науки, об экономической, социальной политике и, конечно, тот большой закон об образовании, который мы с вами будем принимать, надеюсь, в осеннюю сессию.

И в завершение хотел бы вернуться к теме патриотизма и русского языка и позволить себе сделать предложение, что в такой день было бы неплохо, чтобы некоторые политические заявления с этой трибуны в день рождения Пушкина звучали в поэтической форме. Надеюсь, что Регламент это нам позволит.

Небольшие политические зарисовки.

ЕГЭ ругают либералы, впервые с коммунистами сомкнувши строй,

А мы, открыв свои забрала, принять готовы новый бой.

Тот бой за правду, против мифов о том, что плохо всё у нас,

Наш бой за то, чтоб не накликать лиха, чтоб лихо не накрыло нас и вас.

Всем надоел с болота блок лягушек про демос, выборы и бунт,

Наевшихся с чужих кормушек, считающих страну как пребыванья пункт.

Кто алчет ссоры, тот её получит, кто ищет мира - обретёт его,

Народа мудрость жизни учит и свой увидит своего.

А демос наш велик и славен не столько потрясением основ,

Сколь достижениями и важен здесь просвещения покров.

История российского народа

Нас учит мудрости и с ней

Внемлите люди гласу божьему и рода

И благодать прольётся на людей.

Людей достойных, уважающих Россию,

Её поэтов и её язык,

Равнины, горы, реки и долы лесные -

Всё то, к чему ты, россиянин, так привык.

Давайте же восстанем против злобы

Всем миром без партийных распрей и навек

Мы вместе явим миру новую Россию,

Где, как известно, вольно дышит человек.

Спасибо.