Список депутатов Госдумы VIII созыва
Фракция Новости Мероприятия Медиа Пресс-служба
ГлавнаяНовости

Госдума принимает сегодня во втором – основном – чтении законопроект о введении в России утилизационного сбора на новые и подержанные автомашины

Госдума принимает сегодня во втором – основном – чтении законопроект о введении в России утилизационного сбора на новые и подержанные автомашины. Депутаты внесли поправки в закон "Об отходах производства и потребления" и статью 51 Бюджетного кодекса РФ.

Согласно законопроекту, предлагается с 1 августа 2012 года уплачивать утилизационный сбор за каждое транспортное средство, как ввозимое в Россию, так и произведенное на ее территории. Исключение должны составить личные автомобили беженцев и переселенцев при их возвращении на родину, машины дипломатов и членов их семей, раритетные авто, то есть те, с момента выпуска которых прошло более 30 лет, а также автомашины, которые ввозятся с территорий государств - членов Таможенного союза и транспортные средства, помещенные под таможенную процедуру в свободной зоне на территории Калининградской ОЭЗ до 1 апреля 2016 года.

В результате второго чтения из-под действия законопроекта была выведена сельхозтехника. Как пояснил журналистам первый зампред думского комитета по промышленности Владимир Гутенев, введение утилизационного сбора в отношении сельхозтехники должно регулироваться отдельным законопроектом, который будет внесен в самое ближайшее время. По его словам, в этой сфере будут действовать аналогичные механизмы.

В первом чтении, напомнил он, в базовое законодательство была введена новая статья, "регулирующей правоотношения по утилизации автомобилей, утративших свои потребительские свойства и выбывших из эксплуатации". "Утилизационные сборы предполагается взимать при выпуске новых, а также бывших в употреблении автомобилей, нагрузка по утилизации полностью ляжет на производителей и импортеров, то есть будет закладываться в стоимость машин. И только в случаях импорта единичных транспортных средств сбор будет уплачиваться физическим лицом", - сказал Гутенев.

При этом, по его словам, вводится механизм обеспечения утилизации автотранспорта, при котором реализуется принцип "ответственности производителя" за продукцию. Первый замглавы комитета также обратил внимание, что законопроект закладывает основные принципы, а конкретные размеры сбора будет вводить правительство РФ.

По предварительным подсчетам министерств промышленности и торговли и экономического развития РФ, базовая ставка за новую легковую машину может составить 20-45 тыс рублей, за грузовую - в зависимости от категории - от 150 до 400 тыс рублей. "Коэффициент утилизационной трудоемкости легковых автомобилей, в которых не более 10 пассажирских мест, при массе не более трех тонн, с объемом двигателя не более 1,3 литров составит 0,5, то есть вся величина сбора будет 10 тыс рублей. Для автомобилей с объемом двигателя от 1,5 до 1,8 литров - 1, а свыше 3,5 литров -3,5 - 3,6", - пояснял Гутенев. Он также добавил, что в отношении поддержанных автомобилей будут применять повышенные - примерно в 4 раза - коэффициенты.

В свою очередь, другой автор инициативы Альфия Когогина отметила, что введение утилизационного сбора не приведет к какому-либо удорожанию автотранспорта. "А в некоторых случаях, с учетом снижения пошлин при вступлении в ВТО, даже снизит стоимость автомашин", - утверждает она. Как говорится в пояснительной записке, объемы требующих переработки автомобилей уже в 2013 году могут составить более 1,5 млн в год, а к 2015 году эта цифра может составить от 2 до 2,5 млн автомобилей в год. Параллельно с этим возникнет необходимость в переработке сопутствующих товаров, таких как аккумуляторные батареи и автомобильные шины в объемах 33 млн и 12 млн единиц соответственно. Для обеспечения этих потребностей на всей территории страны необходимо будет строительство большого количества средних по размеру заводов по разборке вышедших из эксплуатации транспортных средств, шредерных станций и создание инфраструктуры для переработки сырья. Вместе с тем, отмечают законодатели, низкий процент вторичного использования материалов в автомобилях, поступающих в настоящее время на российский рынок, не позволяет обеспечить самоокупаемость процесса утилизации автотранспортных средств и затрат на создание соответствующей инфраструктуры.