Список депутатов Госдумы VIII созыва
Фракция Новости Мероприятия Медиа Пресс-служба
ГлавнаяНовости

В Госдуме обсудили регулирование труда творческих работников

Сегодня, 3 октября, в Госдуме состоялся "круглый стол" на тему: "О внесении изменений в Трудового кодекс РФ в связи с совершенствованием регулирования труда творческих работников организаций кинематографии, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или)исполнении (экспонировании) произведений". Законопроект был принят Госдумой в первом чтении 20 сентября.

Открывая заседание, член комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Михаил Тарасенко заявил:

- Законопроектом предлагается дополнить Трудовой кодекс РФ новой главой 52.1, устанавливающей особенности регулирования труда отдельных категорий творческих работников. Новеллой главы является введение обязательной процедуры конкурсного отбора творческих работников для заключения трудового договора на неопределенный срок на замещение соответствующей должности и механизма проведения такого конкурса.

Законопроектом фактически осуществляется разделение творческих работников на две категории. Новые особенности регулирования труда не будут распространяться на творческих работников СМИ, теле- и видеосъемочных творческих коллективов. Это обосновывается тем, что практика трудоустройства творческих работников СМИ в том числе на телевидении уже предусматривает обязательную процедуру конкурсного отбора, по результатам которого с кандидатом заключается срочный трудовой договор. данное обоснование комитету по труду представляется не вполне убедительным, поскольку фактически законопроектом предлагается одной категории работодателей предоставлять право, пусть и с соблюдением условий, установленных статьей 17 Трудового кодекса РФ, устанавливать обязательный конкурсный отбор при приеме на работу творческих работников, а работодателей другой категории - обязать проводить такой конкурсный отбор в императивном порядке.

Кроме того, проведение конкурса не является основанием для заключения договора. Согласно статье 59 ТК, с лицами, избранными по конкурсу, срочный трудовой договор может заключаться по соглашению сторон. Тем самым не исключено заключение с творческими работниками СМИ трудовых договоров на неопределенный срок, следовательно, заключившие такой трудовой договор творческие работники СМИ и творческие работники, на которых предлагается распространить действие новой главы ТК, будут поставлены в неравные условия: одни будут обязаны раз в пять лет  участвовать в конкурсе (с возможным увольнением в случае неизбрания), а другие нет. Таким образом, требуется более четкая синхронизация правовых норм, а также требуется дополнительное обоснование и обсуждение.

Законопроектом предусматривается, что перечень должностей творческих работников, замещение которых осуществляется по результатам конкурса, утверждается уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. Однако согласно действующим номам кодекса такие перечни утверждаются Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Изменение данного правила можно рассматривать как снижение уровня установленных гарантий работникам в сфере трудовых отношений.

К функциям уполномоченного Правительством РФ федерального органа исполнительной власти также предлагается отнести утверждение положения о порядке замещения должностей творческих работников. В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что в этом положении будет предусмотрено обязательное участие профсоюзной организации в работе конкурсной комиссии. Однако в тексте законопроекта данное обстоятельство отражение никакого не нашло.

 В ходе обсуждений некоторые участники дискуссий на мой взгляд, необоснованно понятия "конкурс" и "аттестация" рассматривали как тождественные, представляется, что такой подход некорректен. Неудовлетворительная оценка творческого работника в ходе аттестации вывод о несоответствии его соответствия занимаемой должности вследствие недостаточной квалификации дает основание работодателя в соответствии с 81 статье ТК к прекращению к ним трудовых отношений. Несколько иные задачи стоят при организации конкурса, подробно описанном в законопроекте.

Законопроект ко второму чтению должен быть, конечно, значительно улучшен.

В свою очередь член комитета Госдумы по культуре Мария Максакова-Игенбергс отметила:

- В том виде, в котором законопроект существует, не может быть принят Госдумой. Фракция приняла решение поддержать законопроект в надежде на его существенную доработку. Я надеюсь, что мы можем привести закон в соответствии хотя бы с нормами здравого смысла.

Я думаю, что существующая процедура аттестации, прожитые годы, регалии, их достоинство и то, что театр знает, чего каждый артист стоит, - все это дает достаточно оснований в действующем законодательстве по существу справедливо найти артистам достойное место.

Трудовые права и социальные гарантии работников не установлены и в этом законопроекте никак.

Для меня особое значение имеют губернские городские, областные театры и коллективы. В предлагаемом конкурсном положении не участвуют ни профсоюзы, никто и это (породит) самоуправство, которое будет в принципе сложно остановить в театрах. Нужно понимать, что где-то в провинции будет банальное сведение счетов, мне не хочется, чтобы руками депутатов Государственной Думы были приняты нормы, которые в дальнейшем позволят увеличить эпидемию инфарктов и инсультов среди творческих работников особенно в преддверии начинающегося Года культуры.

 В законопроекте спрятано взрывное устройство, способное в короткий срок уничтожить систему городских, губернских театров. Не зря Общественная палата не поддерживает концепцию данного законопроекта. Применение процедуры конкурсного отбора в отношении лиц, с которыми работодатель на момент проведения конкурса состоит в трудовых отношениях, противоречит нормам действующего законодательства и правовой природе указанной процедуры, - это очень важное замечание Общественной палаты, которое мы не можем не учитывать. Представляется необходимым исключить из текста законопроекта норму, содержащее указанное предложение.