Список депутатов Госдумы VIII созыва
Фракция Новости Мероприятия Медиа Пресс-служба
ГлавнаяНовости

В Госдуме обсудили законопроект о реализации общегражданских прав инвалидов

Сегодня, 11 апреля, в Государственной Думе состоялся круглый стол, посвященный внесению изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции ООН о правах инвалидов.

В ходе круглого стола парламентарии, представители профильных ведомств и общественных организаций обсудили основные параметры правительственного законопроекта, предусматривающего изменения в 25 федеральных законодательных актов. Вопросы, изложенные в проекте закона, касаются правоотношений в сферах социальной защиты, культуры, транспорта, здравоохранения, информации и связи, жилищной политики, доступа к правосудию, избирательного права.

Открывая круглый стол заместитель председателя комитета ГД по труду, социальной политике и делам ветеранов Михаил Терентьев напомнил, что конвенции ООН о правах инвалидов была ратифицирована Россией в 2012 году. «Рассматриваемый законопроект является результатом многолетней совместной работы Правительства Российской Федерации с общественными организациями инвалидов. Законопроект позволит двигаться в правильном направлении в части защиты прав инвалидов и интеграции их в общество», - заявил Терентьев.

Председатель комитета Совета Федерации по социальной политике Валерий Рязанский в своем выступлении отметил:

- Радостно, что наша страна постепенно входит в состав цивилизованного мира, для которого проблема приобщения и создания соответствующей доступной среды для всех категорий инвалидов не является неким подвигом, подвигом власти, подвигом финансовых институтов, законодателей, а является обыденным делом.

Мы должны стремится к такому уровню работу – все звенья нашей организации и институтов, которые занимаются этой темой, довести до такого совершенства, чтобы это было действительно незаметно. Как об этом сказал, президент Международного паралимпийского комитета Филипп Крейвен, когда открывал Паралимпийские Игры: «О настоящей доступности может идти речь тогда, когда вы просто не замечаете барьеров – это значит, что их действительно нет. Именно так сейчас так в центре Сочи».

Мы по этому пути пошли, и идём, на мой взгляд, правильно, включив прежде всего ресурсы и центра, и ресурсы регионов. Поездки по регионам, Казань, Саратов, Тверь, которые включены в пилотный проект, показывают, что действительно этот опыт нужно исследовать, его нужно распространять. Действительно это некие эталонные объекты, по которым можно уже не просто говорить о том, что инвалид пришёл на стадион, ему удобно, он заехал или зашёл, сел на трибуну и стал болеть. И этого вроде достаточно. Ничего подобного. На стадионе он ещё должен быть участником тренировочного процесса, для него должны быть созданы соответствующие условия в раздевалках, с ними должны работать соответствующие специалисты.

Валерий Рязанский также обратил внимание на проблемы финансирования программы «Доступная среда», в соответствии с которой половину расходов осуществляет федеральный бюджет, а вторую половину регионы должны изыскивать самостоятельно. Отметив сложное финансовое положение большинства регионов, сенатор предложил увеличить долю расходов федерального бюджета. «Наступает сложный период, так как у регионов не очень много средств. Мы знаем, что финансирование программ «Доступная среда» идёт по принципу 50/50. Я знаю, что есть намерение у министерства в следующем году пойти навстречу регионам и довести это финансирование до более льготных условий, перевести хотя бы 70/30, потому что регионам сейчас с учётом необходимости выполнения указов Президента сложно обеспечить финансирование программы», - заявил Рязанский.

«Что касается госпрограммы «Доступная среда», я знаю, что пока еще не все регионы защитили свои позиции в министерстве. Тем не менее, я думаю, и депутатам, и сенаторам надо, используя поездки в регионы поинтересоваться как идут дела по защите этих программ. Когда мы вступаем в конкретные проекты, начинаем ими заниматься и патронировать проект, например, по модернизации здравоохранения, по школьным программам, по вопросам, связанным со строительством детских домов. Контроль со стороны депутатского корпуса и со стороны сенаторов позволяет нам лучше стыковать эти программы», - заключил Рязанский.

Директор Департамента по делам инвалидов Минтруда России Григорий Лекарев, выступая на круглом столе, рассказал о результатах работы ведомства по улучшению жизни инвалидов. «В 2012 – 2013 годах было принято 10 самостоятельных законов, направленных на решение отдельных проблем, в частности закон по обеспечению дополнительных условий инвалидам при реализации избирательного права, установлены значительные выплаты в возмещении вреда здоровью военной травмы, определены особенности организации образования инвалидов, введены нормы, позволяющие установить требования к оснащению специальных рабочих мест для инвалидов, изменены механизмы квотирования», - напомнил Лекарев.

«Однако это не позволило решить системный недостаток законодательства – отсутствие взаимоувязанных полномочий и функций, и обязанностей по созданию инвалидам условий доступа к объектам и к услугам наравне с другими лицами, что наиболее остро проявилось при реализации государственной программы «Доступная среда» 2011 – 2020 годы», - добавил Лекарев.

По словам Григория Лекарева доля федеральных расходов на создание безбарьерной среды с 2015 года может быть увеличена до 70%. «Мы хотим изменить уровень софинансирования регионов. Именно там формируются условия доступности, именно региональными программами. 70/30 – это решение, которое мы хотим реализовать с 2015 года. Это позволит субъектам с нашей точки зрения сформировать более комплексно и более проработанные программы», - заявил Григорий Лекарев.

Как отметил Лекарев, особое внимание в законопроекте уделено обеспечению и поэтапному формированию безбарьерной среды, а также соразмерности вводимых норм с финансово-экономическими возможностями государства и предпринимателей. «В законопроекте предусмотрен ряд сквозных норм, которые ограничивают предъявление заведомо невыполнимых требований. Не предусматривается какое-либо увеличение числа инвалидов, не расширяется также объем предоставляемых им льгот, поэтому мы считаем, что он в значительной степени обеспечивает разумность приспособления с учетом поэтапного формирования и отражения в соответствующих государственных программах, исходя из финансовых возможностей», - подчеркнул представитель профильного ведомства.

Член комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов Владимир Вшивцев со своей стороны обратил внимание на проблемы, связанные с выполнением тех норм, которые заложены в законодательных актах и системе общественного контроля. По мнению Вшивцева, они дают возможность оперативно реагировать на возникающие трудности при его реализации.