Список депутатов Госдумы VIII созыва
Фракция Новости Мероприятия Медиа Пресс-служба
ГлавнаяНовости

Эксперты дали свои заключения к проекту федерального бюджета

Сегодня, 20 октября, в Государственной Думе состоялось заседание экспертного совета при комитете ГД по бюджету и налогам, на котором были заслушаны представители всех ведущих экономических институтов страны, давших заключения на проект федерального бюджета.

Приветствуя экспертов, глава комитета ГД по бюджету и налогам Андрей Макаров сказал: «Мы выходим на финишную прямую обсуждения бюджета. Комитет работал всю предыдущую неделю, рассматривая документ и по разделам, и по отдельным параметрам, по каждой госпрограмме». Депутат продемонстрировал проект заключения комитета на более чем 800 страницах, заверив, что все труды ученых были учтены при написании этого документа.

Участники заседания отмечали как положительные, так и спорные моменты проекта бюджета. А также подчёркивали непростые экономические условия, складывающиеся из-за внешнеполитических условий. В частности, вице-президент РАЕН, руководитель центра финансово-банковских исследований института экономики РАН Вячеслав Сенчагов перечислил негативные факторы:

- Усилившаяся стагнация и снижение прироста ВВП, абсолютное снижение инвестиций 2013-2014 годов; западные санкции; дополнительные затраты на обустройство Крыма и беженцев с Украины; снижение мировых цен на нефть со 110 долларов за баррель в 2011 году до 104 долларов в 2014-ом, и 100 долларов – в 2015 – 2017 годах (ожидаем ухудшения ситуации); непрогнозируемое снижение курса рубля; возрастание оттока капитала. Условные расчеты потерь ВВП за три года более 12 триллионов рублей. Положительное сальдо торгового баланса сокращается на 39,2 млрд. долларов. Долги региональных бюджетов – 2 трлн. Большой рост инфляции. Такая взрывоопасная ситуация сложилась. Достаточно каких-то непродуманных решений, неосторожных движений – и цепь начнет работать. И несмотря на усложнение условий исполнения бюджета, ожидается, что бюджет будет исполнен с небольшим профицитом – вместо 13,5 трлн. рублей доходы составят 14,7 трлн.

О проблемах финансирования образования, здравоохранения и науки, индексации социальных пособий говорил ректор НИУ "Высшая школа экономики" Ярослав Кузьминов. Президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин высказался за повышение стимулирующей функции налогообложения.

Ректор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ Владимир Мау заметил, что «оценки дохода преувеличены с точки зрения рисков, с точки зрения заимствований и с точки зрения прогноза цен на нефть, которые заложены и которые непредсказуемы». Также экономист отметил, что в чистом виде рост зарплат в каком-либо секторе является ростом издержек, что понижает конкурентоспособность, но рост социальной инфраструктуры, которая может включать отчасти рост зарплат, развитие базы – это важное направление.

Вице-президент Торгово-промышленной палаты Вадим Чубаров присоединился к звучавшим неоднократно суждениям в части оценки прогноза социально-экономического развития: «Он кажется нам излишне оптимистичным. Но если отвечать на главный вопрос: принимать ли в первом чтении бюджет, то нам кажется – надо принимать. Однако в процессе обсуждения ко второму чтению, возможно, те риски, о которых сегодня говорили выступающие, надо пересчитать и обратить на них дополнительное внимание. Наше пожелание состоит в том, чтобы при подготовке ко второму чтению было обращено внимание на возможное перераспределение внутри госпрограмм».

Ректор Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова Виктор Гришин напомнил коллегам, что в первом чтении рассматривается концепция проекта бюджета. «Риски увеличены санкциями. И сложно прогнозировать ту политическую ситуацию, в которой мы сейчас находимся. Поэтому я считаю, чтобы не усугублять ситуацию, в любом случае и при всех разногласиях бюджет надо принимать»,- заявил он.

Подводя итоги заседания, Андрей Макаров отметил, что полученные от экспертного сообщества заключения – научное исследование, которое по своей глубине значительно превосходит то, что ранее приходило в комитет.

Глава бюджетного комитета подчеркнул, что в заключении комитета выводы научного сообщества отражены практически в полном объеме: «Это тот случай, когда труд ученых не пропал даром».

Макаров обратился к тем, кто считает необходимым отклонение бюджета: «Отклонение бюджета – это политический и экономический кризис, последствия которого невозможно оценить. Идти на такие решения можно только, если очень хотеть вызвать кризис. Поэтому сегодня на комитете я буду рекомендовать проект бюджета принять в первом чтении».

«В то же время (с этим все согласны, это общая позиция) доходы подсчитаны чересчур оптимистично, - отметил он. – Справедливо здесь звучало, что внешние заимствования – это не источник, их просто не будет. Выбрать триллион с внутреннего рынка, наверное, можно, но тогда что останется на кредитование, на экономику и так далее?

Поэтому совершенно очевидно, что необходимо выбрать приоритеты, которые надо определять в рамках доработки государственных программ. Благо с учетом доработки закона о парламентском контроле одновременно с законом о бюджете, начнется этап приведения программ в соответствие. Мне кажется, здесь надо работать намного более серьезно, чем просто приводить в соответствие цифры. Потому как мы второй год подряд рассматриваем все показатели каждой госпрограммы. На самом деле, многие из госпрограмм сегодня не имеют ничего общего ни с бюджетом, ни с экономикой. И здесь, мне кажется, серьезное поле для совместной работы. И мы будем рады любым предложениям по доработке любой госпрограммы, более того - если мы придем к совместной позиции, то будем ее отстаивать, отразив в постановлении Государственной Думы».

Макаров обратил внимание участников заседания на то, что бюджет будет серьезно корректироваться: особенно в части госпрограмм, в части налоговой и таможенно-тарифной политики. Депутат призвал ученых не откладывать предложения по корректировке бюджета в долгий ящик – до следующего бюджета: «Мне кажется, что это вопросы января-февраля, чтобы уже в марте мы могли выйти на соответствующий документ. Потому что в этом случае они смогут быть реально реализованы в той работе, которую предстоит проводить и Правительству, и парламенту».

Поблагодарив представителей экспертного сообщества за проделанную работу, Макаров отметил, что подобный формат – очень хороший опыт, который можно осуществлять и на более ранних стадиях подготовки бюджета, чтобы предложения ученых были полнее отражены в окончательном финансовом документе страны.