Список депутатов Госдумы VIII созыва
Фракция Новости Мероприятия Медиа Пресс-служба
ГлавнаяНовости

Александр Жуков: Законопроект о корректировке контрактной системы закупок может быть принят до конца апреля

Александр Жуков: Законопроект о корректировке контрактной системы закупок может быть принят до конца апреля
Первоочередные законодательные меры по совершенствованию закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» для эффективной реализации нацпроектов обсудили члены рабочей группы Госдумы на заседании, состоявшемся в нижней палате парламента в четверг, 4 апреля. 

В этот день Правительство РФ одобрило проект федерального закона, который вносит существенные изменения в контрактную систему в сфере закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд. Документ подготовил Минфин во исполнение поручений президента РФ по итогам расширенного заседания президиума Госсовета 23 ноября 2018 года. Законопроектом предлагается внести ряд изменений, направленных на ускорение закупочных процедур.

«В Правительстве одобрены достаточно серьезные поправки в 44-й закон, которые, как говорилось, чрезвычайно важны для эффективной и быстрой реализации национальных проектов и позволят существенного упростить, убыстрить процедуры госзакупок. В адрес 44-ФЗ звучит достаточно серьезная критика. Мы сегодня приняли в первом чтении изменения в данный закон, касающиеся закупок в сфере культуры. Но это частный случай, а нам, конечно, нужно посмотреть на проблему значительно шире», – отметил глава рабочей группы, Первый заместитель Председателя Госдумы Александр Жуков (фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ»).

Он сообщил, что члены рабочей группы предварительно обсуждали с коллегами из Правительства то, как эту работу построить. И пришли к выводу, что она может состоять из нескольких этапов.

«Законопроект, одобренный Правительством, скорее всего, мы возьмем за основу как базовый. Задача заключается в том, чтобы как можно скорее вынести его на рассмотрение Госдумы. Я надеюсь, то он завтра поступит в ГД. И перед нами стоит непростая задача – постараться до конца апреля принять этот закон в трех чтениях и посмотреть, какие еще важные поправки могли бы быть внесены в этот закон во втором чтении. Мы эту тему обсуждали, и видим, что еще есть целый ряд важных вопросов наряду с теми, которые есть в предложенном тексте», – сказал Первый вице-спикер нижней палаты парламента.

Вместе с тем, Жуков отметил, что в такие короткие сроки не удастся обсудить и решить все проблемы, которые сейчас очевидны при реализации 44-ФЗ, поэтому депутаты продолжат соответствующую работу после принятия данного закона.

«Наша рабочая группа может продолжить работу, и осенью принять все необходимые поправки, которые бы сделали этот закон максимально эффективным», – допустил он.

Ответственный секретарь рабочей группы, руководитель Экспертно-консультативного совета фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ» по совершенствованию антикоррупционного законодательства и законодательства в сфере государственных и муниципальных закупок Антон Гетта сообщил, что в работу включены Минфин, ФАС, Казначейство, Счетная палата, профессиональное и экспертное сообщество, заказчики, поставщики, электронные торговые площадки, общественные организации. 

По его словам, в рабочую группу на данный момент поступило 120 конкретных предложений.

Гетта проинформировал, что в результате анализа всех поступивших инициатив сформирован проект предложений рабочей группы. Он включает три шага.

«Первый – это принятие в первом чтении законопроекта в срок не позднее 11 апреля. Задача поставлена. Второе. Мы хотим обсудить и принять сегодня решение, какие предложения из тех, что уже обсуждены со всеми регуляторами, депутаты могут оформить в виде поправок. Шаг третий – это подготовка и внесение нового депутатского законопроекта с оставшейся частью законодательных предложений по оптимизации и совершенствованию 44-го закона, требующих более позднего вступления в силу и поправки, требующие глубокой проработки», - перечислил парламентарий.

Непосредственно в тексте законопроекта содержится 11 основных норм, уточнил парламентарий. Это упрощение подачи заявок для участников с необходимой квалификацией, введение новых случаев изменения условий контракта по строительству, возможность изменения условий контракта с единственным поставщиком в случае, если это монополия, ЖКХ, аренда, иностранные суды, право заказчика заключить контракт со вторым участников без проведения повторной закупки, право заказчика проводить закупки по цене единицы (допустим, при уборке снега, когда невозможно определить его объем). «Снижение срока для размещения изменения плана-графика – радикальное, с десяти до одного дня, это тоже позволит быстрее отыгрывать конкурсы», - указал Гетта.

Также предлагается увеличить размер начальной цены аукционов с 3 млн до 50 млн рублей в случае товаров, и в стройке – до 500 млн. Кроме того, есть предложение об исключении размещения отчета по отдельным этапам исполнения контракта – строительству, сохранению объектов культурного наследия.

По словам Гетты, на днях поступили предложения, касающиеся запрета на выплату аванса, если в закупках с начальной максимальной ценой контракта свыше 15 млн снижение произошло на 25% и более (это антидемпинговая мера); снижения срока рассмотрения ФАС вопроса о включении в реестр недобросовестных поставщиков – с десяти до пяти дней. 

Предлагается снизить предельное время для проведения аукционов. Сегодня это два дня с момента получения допуска, вместо этого сделать четыре часа.

«В целом позиции по озвученным пунктам сходятся у федеральных органов, и у наших общественников-активистов», - подчеркнул парламентарий.

Шаг второй – поправки. Их семь. «Это заключение контракта с поставщиком по согласованию с ФАС при несостоявшихся закупках. Возможность вышеуказанного согласования посредством электронного документооборота. Предлагается сократить количество способов закупок с 11 до трех, чтобы не путались ни заказчики, ни поставщики. Исключить извещение об осуществлении закупки у единственного поставщика. Объединить план закупок и план-график – эти два документа не должны дублировать друг друга. Сократить срок размещения в единой информационной системе изменение плана-графика с трех дней до одного рабочего дня. И запретить надзорным органам запрашивать документы в письменном виде, если они есть в ЕИС», – перечислил Гетта.

«Шаг три – тот законопроект, которым мы будем решать глобальные задачи, но несколько позже. Речь идет о внедрении единых типовых форм электронных документов, возможности подачи в ФАС жалобы в электронном виде, сокращении в принципе сроков в случае с открытыми конкурсами с 15 до десяти рабочих дней; освобождении субъектов МСП от обеспечения контракта при наличии опыта, введении обеспечения гарантийных обязательств с поставщика, установлении единых правил нормирования для всех уровней заказчиков, возможности дистанционного рассмотрения ФАС жалоб свыше 1 млрд рублей, оптимизации закрытых способов закупок, введении стоимостной предквалификации, рейтинга деловой репутации, изменении в порядке оценок заявок, создании единого реестра участников закупок, возможности применения процедуры медиации, конкретизации добровольного характера проведения экспертизы. Все эти вещи мы будем еще обсуждать, поскольку не везде сходятся наши позиции, есть разногласия с Минфином», – пояснил он.

Заместитель министра финансов РФ Алексей Лавров отметил, что сейчас правительственный законопроект предполагает срок вступления в силу перечисленных норм с 1 июля, и приближать его, по мнению ведомства, не стоит по двум причинам. «Первое – нам нужно еще до этого времени принять около 20 подзаконных актов. Это большая работы. И второе – все-таки, очевидно, будет определенная работа и ко второму чтению, включая как дополнительные поправки, так и, возможно, редакционные изменения во внесенном законопроекте. И, наш взгляд, здесь не следует торопиться», – считает он.

Также в ходе заседания рабочей группы речь зашла о поправках в 44-ФЗ, направленных на упрощение закупочных процедур в сфере культуры. На сегодняшнем пленарном заседании Госдумы документ прошел первое чтениe. Председатель комитета ГД по культуре Елена Ямпольская (фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ») попросила представителей Минфина уже сейчас начать работу с комитетом, с учетом того, что у депутатов осталось менее двух суток на поправки. «Поправки подготовлены, и нам бы хорошо «сверить часы». И, конечно, меня очень беспокоит вопрос планов. Мы во всеуслышание объявили деятелям культуры, что планирование будет совершенствоваться комплексно. Поскольку спикер (Госдумы) поставил задачу принять в целом на будущей неделе, то получается, что мы эту статью изымаем просто из нашего предложения. Трехлетнее планирование ставит в тупик все наши учреждения культуры», – еще раз обратила внимание она.

Председатель комитета ГД по охране здоровья, депутат фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ» Дмитрий Морозов, в свою очередь, обратился к участникам рабочей группы с просьбой при проработке законопроекта учесть особенности закупок в сфере здравоохранения: «Мы поддерживаем и готовы работать. Я бы хотел также обратить внимание, что с февраля 2017 года у нас есть законопроект, касающийся единого поставщика для медицинских организаций. И наша просьба увеличить до 400 тысяч. Он не был поддержан профильным комитетом и имел отрицательный отзыв Правительства, но сейчас ситуация меняется, и мы бы попросили в план на осень эту ситуацию взять на контроль», – сказал он.

Подводя итоги заседания, Жуков заявил, что все члены рабочей группы поддерживают скорейшее принятие в первом чтении правительственного законопроекта: «От имени рабочей группы рекомендуем нашему профильному комитету в кратчайшие сроки рассмотреть данный законопроект, рекомендовать его принять и вынести на рассмотрение ГД 11 апреля».

Вторая рекомендация – есть целый ряд поправок, которые не вызывают возражений ни у кого и не требует коренной переработки текста законопроекта, то есть могут быть приняты и достаточно быстро сформулированы с юридической точки зрения. «Поэтому я бы предложил эти поправки сформулировать и сразу направить в комитет, чтобы комитет мог начать над ними работать сразу же. И желательно в Постановлении ГД о принятии в первом чтении тезисно эти поправки включить», – добавил Первый вице-спикер.

«Что касается сокращения количества конкурентных способов закупок и объединения плана закупок и плана-графика – оставить на третий шаг, потому что это требует коренной переработки всего закона и очень большого количества поправок, которые мы, скорее всего, не сможем корректно сделать. К тому же они не оказывают такого сильного влияния непосредственного на заключение контрактов в этому году», – отметил парламентарий.

«Рекомендуем одобрить правительственный законопроект в первом чтении, одобряем поправки, которые предполагается внести ко второму чтению, и считаем целесообразным подготовку и внесение осенью нового законопроекта, который будет содержать более широкие нормы», – резюмировал Жуков, призвав принять участие в этой работе всех участников рабочей группы.