Список депутатов Госдумы VIII созыва
Фракция Новости Мероприятия Медиа Пресс-служба
ГлавнаяНовости

Алена Аршинова: Механизмы приема на целевое обучение должны стать эффективными и прозрачными

Алена Аршинова: Механизмы приема на целевое обучение должны стать эффективными и прозрачными

На пленарном заседании в четверг, 29 марта, Госдума рассмотрела в первом чтении законопроект «О внесении изменений в федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» в части совершенствования целевого обучения», которым, в частности, вводится норма, обязывающая студента-целевика после выпуска отработать не менее трех лет на предприятии, определенном договором.

Законопроект призван решить важную задачу – восполнить дефицит квалифицированных кадров, в том числе в таких важнейших сферах как здравоохранение, образование, ОПК. Необходимо проследить за тем, чтобы после принятия закона на каждом этапе его реализации соблюдался принцип прозрачности, заявила, выступая от фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ», член комитета Госдумы по образованию и науке Алена Аршинова.

Она напомнила, что Председатель Правительства Дмитрий Медведев раскритиковал действующий механизм целевого приема, отметив, что он работает неэффективно и дает значительное преимущество выпускникам школ при поступлении в вузы: конкурса среди целевиков фактически нет.

«Уверена, что многие депутаты получают наказы от своих избирателей принять меры, которые помогут вернуть специалистов – врачей, фельдшеров, учителей-предметников в районы и села. Проблема заключается именно в структурном дефиците кадров. На наш взгляд, законопроект получился достаточно проработанным и сбалансированным. И очень важно, чтобы на каждом этапе реализации этого закона соблюдался принцип прозрачности. Иначе сложившуюся ситуацию изменить не получится», – сказала Аршинова.

Депутат призвала коллег не откладывать рассмотрение данного законопроекта во втором и третьем чтениях.

Член комитета, депутат фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ» Гаджимет Сафаралиев указал на ряд замечаний, которые необходимо устранить ко второму чтению. Он отметил, что комитет в целом поддерживает концепцию законопроекта и выразил надежду, что эта мера поможет восполнить дефицит кадров во многих отраслях, «а также в тех территориях, где дефицит кадров не может быть восполнен рынком самостоятельно». «Важно, что в законопроекте речь идет о целевом обучении, а не целевом приеме. Целевой прием, который есть сейчас, зачастую становится лазейкой для того, чтобы вне конкурса проходить на бюджетные места. И никто не несет ответственность за то, будет выпускник работать по специальности или нет», – отметил депутат.

Согласно законопроекту, подготовленному в Минобрнауки, понятие целевого приема трансформируется в понятие приема на целевое обучение. В число существенных условий договора о целевом обучении законопроектом включается обязательство гражданина по освоению образовательной программы. «Это призвано обеспечить защиту интересов работодателя в случае отчисления гражданина из образовательной организации ранее завершения срока освоения основной образовательной программы», – говорится в пояснительной записке. Если условия договора не исполняются, выпускник обязан возместить заказчику целевого обучения расходы, потраченные на его обучение, в полном объеме.