Список депутатов Госдумы VIII созыва
Фракция Новости Мероприятия Медиа Пресс-служба
ГлавнаяНовости

Андрей Макаров: Госдума вправе знать о реализации антикризисного плана Правительства

Сегодня, 20 февраля, в ходе пленарного заседания Государственной Думы, выступая от фракции председатель комитета ГД по бюджету и налогам Андрей Макаров заявил:

- Хочется посмотреть чуть в будущее. Вот во вторник мы с вами будем рассматривать закон, внесенный председателем Государственной Думы об отчете Правительства по тем самым антикризисным мерам, которые не так давно презентовали здесь. Прошел месяц, есть распоряжение Председателя Правительства, которым эти меры были введены в действие. Правительство сказало: надо актуализировать в соответствии с экономическим прогнозом. Государственная Дума представила свои предложения. И есть ощущение, что что-то происходит, но вот кто, даже в этом зале, может точно сказать: что происходит? А можно ли тогда требовать от наших граждан, чтобы они понимали, что же все-таки предлагается, какие конкретные меры предлагают сегодня для того, чтобы вывести экономику страны из того состояния, в котором она находится?

На самом деле, почему я об этом говорю? Потому что буквально на следующий день после того, как мы принимали Постановление (Постановление Государственной Думы, принятое по итогам рассмотрения антикризисного плана Правительства 30 января 2015 года – прим.ред.), источник в Правительстве заявил СМИ, что пусть лучше Государственная Дума думает не о контроле за деятельностью Правительства, а займется, наконец, законодательной работой.

На самом деле такое начало сотрудничества, безусловно, обнадеживает, но к этому мы еще вернемся, - кто чем должен заниматься. Но мне бы хотелось напомнить слова Президента: нужны четкие измеримые ориентиры и показатели, в планах должны даваться ясные ответы на вопрос, как будут достигаться поставленные цели - и далее - не разбрасывать деньги в различные отрасли, а структуру экономики менять. Пока ощущение, что Правительство справилось только с одной задачей - не разбрасывать деньги. А вот по поводу всех остальных, к сожалению, вопросы.

И почему опять же я вспомнил этот анонимный источник в Правительстве? Потому что позавчера, уже не анонимно, а на встрече с Президентом члены Правительства гордо докладывают Президенту, - я цитирую, коллеги: «на текущий момент мы примерно в два раза опережаем уровень финансирования расходов по сравнению с тем же периодом прошлого года». Правда, там сидит Председатель Счетной палаты Татьяна Алексеевна Голикова, которая тут же уточняет - это происходит за счет того, что в 21% всех годовых значений по ГВП авансом заплатили. Это происходит потому, что вы вбросили в Росатом, в уставной капитал, а вот, давайте - сидят там наши аграрии - давайте спросим кассовое исполнение госпрограммы «Село». Нам все время говорят: денег нет. За январь месяц - ноль исполнение! Ни одной копейки, я подчеркиваю, на село не ушло, и это в период, когда в принципе посевная - вот она.

На что рассчитываем? А рассчитываем как всегда на одно: на то что губернаторы, которые, наверное, лучше, чем люди, отвечающие в Правительстве за село, понимают, что такое посевная, вытащат на себе. Пойдут в банки, снова возьмут дорогие кредиты и все равно проблему решат, просто потому что иначе - не выживут!

Но мы тем самым влезаем в еще большие проблемы. Вместо того, чтобы решать их оперативно. Я никак не могу понять, почему об этом не говорят Президенту? Почему они докладывают о выдающихся достижениях, но не говорят о том, что на гране срыва посевная, почему они не говорят о том, сколько денег пошло на промышленность? Почему они не говорят о том, сколько денег пошло на экономику? Может быть, это стоило бы обсудить? А не пытаться прикрываться благополучными цифрами.

Кстати, об «РЖД». Слава Богу, Президент сказал - электрички пошли. Мы здесь три года подряд ставили этот вопрос перед Правительством. Что мы слышали в ответ? Это ответственность регионов. У нас есть два универсальных ответа на все вопросы. Первый - это ответственность регионов, как будто на самом деле Правительство не отвечает за регионы. Вообще регионы - это вся страна, между прочим. Второй - у нас по этому поводу есть дорожная карта. Если бы у нас рублей в бюджете было столько, сколько у Правительства подготовлено дорожных карт, у нас бы не было финансовых проблем в стране.

Где то, что мы обсуждали здесь, актуализация плана? Прошел месяц. Мы хотим, наконец, понять, что изменилось. И вот тут я возвращаюсь к словам, что мы должны заниматься законодательной работой. Мы дали свои предложения Правительству. Реакции на них нет. Они обсуждают – я уверен, что направлены были в Министерства, ведомства, - будут обсуждать и мы получим обязательно обстоятельный ответ, даже через несколько месяцев они, может быть, дойдут до их реализации в законе…

Кстати, я хотел бы обратить внимание, что мы не можем многие законы сами принять, потому что требуется заключение Правительства. А как заключение Правительства дается, мы все с вами прекрасно в этом зале знаем. Но мы все равно начали эту работу. И, кстати, посмотрите, сегодня принимаются решения по дачной амнистии и по приватизации. Мы решаем проблему по кредитам предприятий – сегодня, наконец, этот многострадальный вопрос пойдет в третьем чтении. Это то, что мы можем сделать сами. Мы предложили эти меры в плане. Я еще раз говорю – там еще десятки таких же мер.

Так может быть не стоит кому-то говорить о том, что вы знаете, надо бы установить 10%-ный НДС или нулевой по пригородным перевозкам. Давайте, может быть, решим этот вопрос, а не будем согласовывать его на всех уровнях? Вот в чем главное опасение? Опасение в том, чтобы не свелась вся деятельность по программе Правительства к тому, что они будут отчитываться. Нужны не отчеты о деятельности, нужна сама деятельность.

И, наконец, следующий вопрос. Мы все время слышим – либо сокращение расходов, либо повышение налогов. Я хотел бы, чтобы была услышана позиция Государственной Думы. Если Правительству не хватает времени прочитать наши предложения– придется огласить их с этой трибуны.

Нет такой альтернативы, повышать налоги - нельзя! Кривая Лафера в России тоже действует, и никакой Минфин, и никакое другое министерство этого не изменит. Нет такой возможности. Более того, мы должны снижать налоги. Потому что наша налоговая система неконкурентоспособна. Нам необходимо решать структурные вопросы, необходимо решать вопросы качества государственного управления. Сегодня это все звучит на уровне лозунгов, но без решения этих вопросов решать те очень важные, но все-таки частные вопросы экономики, к сожалению, невозможно.

Теперь по поводу того, кто, чем и как занимается в законодательстве. Я, может быть, сейчас выскажу мнение, которое не понравится кому-то. Вы знаете, такого вала законопроектов, которые свидетельствуют о профессиональной деградации их авторов, в Государственной Думе не было никогда. Я в Думе с 1993 года. Я утверждаю – такого не было никогда. Я приведу один пример. Есть такое замечательное предложение, которое мне страшно нравится. Предлагается обязать налогоплательщиков по запросу налогового органа не просто представить все документы, но еще и сделать «полную опись представляемых документов с указанием наименования и индивидуальных признаков этого документа». Я цитирую текст законопроекта. То есть, сегодня это вагоны макулатуры, которые идут в налоговые и которые никто не смотрит. Нам предлагают, чтобы эта макулатура шла эшелонами. Кто же автор этого законопроекта? Как интересно! Его внесло Правительство РФ. Когда? Правительство РФ его внесло 24 декабря 2014 года. Наверное, это самая серьезная мера, которая предлагается по поддержке налогоплательщиков, или антикризисная мера. Мне просто интересно – кто-то это читал? Я разговаривал с налоговой – может быть, ваше? Отвечают: Нам это даром не надо…

Простите, идут законопроекты, вал законопроектов, которые просто имитируют деятельность вместо самой деятельности. Поставить галочку, отчитаться, что мы что-то сделали. Вот в чем проблема – Государственная Дума занимается законотворчеством. Но законотворчеством мы можем заниматься только совместно. И мы все-таки хотели бы услышать, наконец, ответы на те вопросы, которые поставила Государственная Дума, и хотели бы, чтобы не только мы, но и вся страна получила актуализированный план тех мероприятий, которые Правительство хочет сделать. Пока же остается только сказать одно: нам все время говорят о санкциях - так вот, никакие санкции не принесли нашему селу и нашей стране большего ущерба, чем те люди, которые отвечают в Правительстве за село! Давайте назовем вещи своими именами.

И, наконец, следующий вопрос, который возникает: можно ли это исправить? Да, можно. Мы слышали здесь абсолютно разумное выступление Игоря Ивановича Шувалова. Мы слышали здесь абсолютно разумные мысли. Но уже на следующий день появляется план законопроектной работы Правительства, и тот пункт, который, как мы с вами говорили, необходимо исключить, потому что не может меняться бюджет просто бюджетной росписью Правительства, - все-таки записывается в план законодательной работы на этот квартал.

У меня всего один вопрос к Правительству: А поработать не пробовали?